Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Особенности формирования образа тела подростков, имеющих психотравмирующий опыт

Исследование выполнено при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации по государственной поддержке молодых ученых – кандидатов наук и их научных руководителей, грант МК-2557.2007.6

По официальным данным в России насчитывается 820000 детей-сирот, 5000000 безнадзорных, 260000 детей находятся в интернатных учреждениях (на 2007 год). Среди  беспризорных 85% – «социальные сироты», то есть дети, у которых родители есть, но по разным причинам они не участвуют в воспитании детей. Эта печальная статистика подчеркивает актуальность практического изучения психологических проблем данных категорий детей.

Отсутствие семьи или недостаточное выполнение ею своих основных функций лишает ребенка возможности усвоения социальных ролей и удовлетворения основных психических потребностей. Именно семья признается основным носителем культурных наследуемых образцов, а также необходимым условием социализации и воспитания личности. Значимость ее влияния на личность несомненна. С точки зрения И.В. Дубровиной, только семья – родители и близкие родственники, их образ жизни, содержание общения и стиль взаимоотношений – формирует у детей образцы, эталоны мужчины и женщины. Дети в закрытых учреждениях лишены возможности видеть особенности поведения и отношений друг к другу и другим людям мужчин и женщин, участвовать в семейных отношениях и воспринимать их [1]. Эта ситуация непосредственным образом отражается на формировании образцов поведения мужчины или женщины. Семья является определяющим фактором при формировании отношения ребенка к себе, и, в частности, адекватного образа тела.

Таким образом, изучение влияния внесемейного, психотравмирующего воспитания на становление и развитие образа тела человека является весьма актуальной проблемой современности.

Само понятие «образ тела» ввел П. Шильдер, определив его как «субъективное переживание человеком своего тела», т.е. как психический пространственный образ, который, по его мнению, складывается в межличностном взаимодействии. Это своеобразная система представлений человека о физической стороне собственного «Я», о своем теле – телесно-психологическая «карта». При этом «образ тела» не является пассивным и «застывшим», раз и навсегда заданным. Напротив, он динамичен и субъективен, так как формируется самим человеком в процессе активной деятельности. «Образ тела» конструируется им из отдельных фрагментов – различных проявлений телесного осознавания в разнообразных жизненных ситуациях. Образ тела у человека начинает формироваться чрезвычайно рано и играет важную роль в дальнейшей жизни. Он включает в себя и ощущение своего тела, и его оценку. Все это начинает возникать у младенца вместе с родительскими прикосновениями. Ребенок, к которому не прикасались, которого не гладили и не ласкали ограничен в выражении своих чувств, его эмоциональная сфера обеднена, он не понимает, не чувствует других людей. Е.М. Черепанова отмечает, что образ тела и его восприятие редко бывают связаны с реальными параметрами. По ее мнению образ тела самым тесным образом связан с ядром «Я» и также является составляющей базовых характеристик личности [2].

Неадекватный образ тела возникает в результате деформаций самовосприятия. Е.М. Черепанова связывает подобные деформации с психотравмой, сравнивая ее с занозой, нарушающей глубинные слои личности, в т.ч. и образ тела. Чем сильнее травма, тем более глубинные личностные слои она затрагивает, и тем более тяжелые и длительные последствия вызывает.

Стрессовые ситуации и психологические травмы формируют так называемую «мышечную броню». В. Райх полагал, что формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр., способствуют механизмы психологической защиты, которые используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания»[3]. Формирование характера и «мышечной брони» взаимосвязано, тело и психика в этом процессе непрерывно взаимодействуют. Поэтому люди, перенесшие психологическую травму, часто имеют проблемы с физическим здоровьем, причем можно установить связь между характером телесной проблемы и типом травмы.

Травмы, пережитые в детстве и вытесненные в процессе взросления, а также ранние неудовлетворенные потребности, ведут к нарушениям формирования образа тела. Пережитые в далеком прошлом, неотреагированные психотравмы, сохраняются у человека в виде напряжения или трансформируются в механизмы психологической защиты. По мнению А. Янова, первичные травмы и неудовлетворенные потребности препятствуют естественному развитию человека. У человека пресекается нормальный доступ к его чувствам. Он начинает употреблять алкоголь или наркотики, курить или принимает опрометчивые, необоснованные решения только потому, что иначе он не может справиться с постоянно увеличивающимся внутренним напряжением. Слова и действия такого человека обусловлены его неврозом, так как он не способен освободиться от чувств, возникших в каких-то ситуациях в прошлом.

Особенности представлений о себе становятся основополагающими и особенно важными в подростковом возрасте. Рисуя образ «Я», подросток как бы предопределяет собственный путь развития, начинает жить и действовать, стремясь придерживаться намеченной линии. Роль самооценки в формировании личности подростка усиливается. Самооценка становится устойчивой и ее трудно, даже порой невозможно изменить. В этом возрасте ранее сформированный образ тела приобретает стабильность и может быть несколько изменен в результате формирования самооценки.

Именно поэтому наше исследование ориентировано на подростков, воспитывающихся в трудных жизненных обстоятельствах. Подростковый возраст позволяет, с помощью психологического консультирования и психотерапевтических методов скорректировать физический образ «Я».

Условия интернатных учреждений, безнадзорность или семейное неблагополучие непосредственным образом влияет на представления ребенка о себе. Наши беседы и консультационный опыт работы с подростками из интернатных учреждений выявляют многочисленные проблемы, связанные с формированием образа «Я».

Наше исследование, в котором принимали участие 100 человек (58 учащихся 9-11 классов Балашовской школы-интерната и 42 подростка из массовой школы), выявило психотравмирующие события, с которыми пришлось столкнуться подросткам.

По анкетным данным наиболее травмирующими для большинства воспитанников школы-интерната оказались смерть одного из родителей (22% от 23 чел.), резкий переход из семьи в приют (22%), смерть близкого родственника – 13%, собственная травма или болезнь – 13%. Подростки отмечали также такие ситуации как развод родителей, уход одного из родителей из семьи, угроза смерти, болезнь близкого родственника, лишение свободы одного из родителей.

Для воспитанников школы-интерната характерны переживания таких специфических психотравмирующих обстоятельств как перемещение из семьи в другую воспитывающую среду («забрали в приют», «забрали от мамы», «бросил отец, и я попал в приют»). В результате происходит резкая смена образцов поведения мужчины и женщины, с родительских, часто неадекватных, на демонстрируемые учителями и воспитателями. Более травмирующим, по словам подростков, является не причина, по которой произошло изъятие из семьи, а сам факт пребывания в приюте. Подобная ситуация провоцирует формирование у ребенка комплекса специфических чувств, прежде всего в отношении собственного образа «Я». Многие из этих детей считают себя неинтересными, непривлекательными как внешне, так и внутренне, недостойными признания, счастья. Большинство испытывают ярко выраженное чувство вины, обвиняя себя в сложившихся обстоятельствах или в том, что не смогли изменить ситуацию в семье. Чувство вины зачастую становится основой формирования аутоагрессивного поведения этих детей, запуская механизм саморазрушения.

Себя такие подростки часто оценивают как слабых и беззащитных, что объективно может не соответствовать действительности. Описывая свои внутренние качества, воспитанники интерната часто отмечают озлобленность, с которой трудно справиться, трудности самоконтроля, неуверенность в себе и пр. Оценивая свою внешность, подростки говорили, что считают себя непривлекательными, не умеют «себя преподнести». Эти проблемы усугубляет также низкое материальное положение этих детей, что усиливает чувство ущербности. Такие дети, особенно в подростковом возрасте, глубоко переживают невозможность красиво одеваться, иметь свои вещи. Подобная ситуация вызывает желание компенсировать определенные недостатки, в результате чего развивается специфическое защитное поведение. Одним из таких способов компенсации можно назвать желание привлечь к себе внимание, причем любыми способами. Наиболее доступными способами, как правило, являются употребление ПАВ, демонстративное поведение, вызывающая внешность. При наблюдении за подростками отмечены следующие формы защитного поведения: агрессия, отстранение – уход, демонстративное поведение, юмор, погружение в воспоминания.

Для воспитанников школы-интерната характерно более раннее по сравнению с испытуемыми из массовой школы, переживание психотравмирующих обстоятельств. Большее число психотравм приходится на дошкольный возраст, когда под влиянием оценок окружающих активно складывается физический образ «Я». Многие из обследованных подростков вспоминают ситуации физического и психического насилия, необоснованного обвинения их родителями и родственниками, агрессии с их стороны, что, несомненно, закладывает основу неадекватного отношения к себе, т.к. ребенок, особенно маленький, ищет решение проблемы внутри себя. Он склонен считать, что проблема существует по его вине, и он соответственно в глазах родителей «плохой», а значит плохой и на самом деле. Подобные ситуации часто становятся основой формирования не только неадекватного физического образа «Я», но и негативного жизненного сценария.

По методике исследования самоотношения В.В. Столина получены следующие результаты. У воспитанников интерната (участвовало 37 человек) в меньшей степени выражен фактор ожидания положительного отношения к себе других (средний балл по данной шкале – 41,94), учащиеся массовой школы (участвовало 25 человек) в большей степени ожидают от других положительного отношения к себе (53,1). У испытуемых контрольной группы выше, чем у испытуемых школы-интерната показатели по шкалам самоинтереса (65,81 – экспериментальная группа; 76,96 – контрольная группа), самоуверенности (58,6 – экспериментальная группа; 70,02 – контрольная группа), самопринятия (57,84 – экспериментальная группа; 70,35 – контрольная группа). Результаты данной методики также подтверждают наличие неадекватного самоотношения и проблем самопринятия.

Интерпретация выполненных работ по проективной методике «Человек под дождем» показывает, что у многих воспитанников школы-интерната изображенные фигуры абстрактны и бесформенны. Подобные рисунки подростков демонстрируют не только низкую стрессоустойчивость детей, но и неадекватность самовосприятия, низкую оценку себя как в отношении внешних показателей, так и внутренних возможностей. Готовы к дождю (данный фактор определялся на основе диалога с подростками) фигуры 65,7% испытуемых экспериментальной группы и 87,1% испытуемых контрольной. Это говорит о том, что воспитанники массовой школы в большей степени готовы  противостоять стрессовым ситуациям. Похожую картину нам дает параметр «самоощущение человека под дождем». Дискомфорт «ощущают» нарисованные фигуры 48,6% учащихся интерната и 25,8% учащихся массовой школы. Беззащитны перед дождем 45,7% фигур участников экспериментальной группы и 25,8% участников контрольной. На этих рисунках не отображены атрибуты защиты от дождя: зонт, плащ, сапоги и пр.

Таким образом, вычерчивается круг психологических особенностей подростков, воспитывающихся в школе-интернате. Основной является проблема принятия подростками своего образа «Я», и в частности его физической составляющей. Психотравмирующие ситуации прошлого, несомненно, вызывают у ребенка определенные установки по отношению к себе: «Я не справился», «Родители ссорятся из-за меня», «Я плохой», «Я непривлекательный, … недостойный …». Такое отношение к себе «закрепляется» и вызывает проблемы самопринятия, снижения интереса к себе как личности, неуверенность в себе и, как следствие, изменение физического образа «Я».

Литература
  1. Дубровина И.В. Психическое развитие воспитанников детского дома / И.В. Дубровина, А.Г. Рузская. М.: Педагогика, 1990
  2. Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М: Академия, 1997.
  3. Райх В. Анализ характера. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000.

 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS