Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Метафорический анализ телесности: статистический и динамический аспекты

Познание своего тела — это особая деятельность, подчиняющаяся тем же закономерностям, что и познание внешнего мира, среди которых наиболее важная — категориальность, опора на индивидуальную структуру сознания, активность, пристрастность. [1]

Актуальность проблемы

Формирование образа «Я» в процессе развития собирается через различные социальные фильтры от семьи, сообщества, этнической или референтной группы и религии, и, соответственно получаем образ, который отвечает требованиям времени и общества. В итоге может создаться образ нереальный, часто придуманный, сравниваемый с тем, что нас окружает или окружало. С точки зрения В.Н.Никитина образ тела является виртуальным феноменом, собирательным представлением о символическом, «социокультурном теле», «копия копий» [2]. Поэтому образ тела часто представляется в метафорической форме, которая неосознаваема человеком в ощущениях и переживаниях. Так в образе тела возникают искажения или неясности, что проявляется в картинах тела [3].

В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности, – и  является по своей сути комплексным понятием.

Так, «образ тела включает в себя «либидозный компонент (libidinal investment) в теле, осознание тела и его функций, эффективное управление первичными процессами тела (primary process material) и оценками других своего «я», включая культурные нормы, касающиеся физической привлекательности»» (Bernstein (1972)) [4]. … познание собственной телесности осуществляется на основе осознания содержания чувств и ощущений, возникающих в процессе телесного действия, в сопоставлении с впечатлениями о внешних формах проявления телесности Другого [2].

Таким образом, образ тела имеет и осознаваемые и неосознаваемые компоненты, которые могут различаться в зависимости от значимости для каждого индивида.

Любопытно, что презентируя себя – ребенок или взрослый – ориентируется часто на внешнюю составляющую образа тела. Описание себя часто включает только внешние компоненты, как будто только границы тела выделяют человека из окружения, и, соответственно, «Я» приобретает соматический, телесный, плотский, вещественный смысл.

Рассматривая тело как психологическую составляющую жизни человека, мы приходим к термину телесность, как более широкое понятие, включающую в себя внутренние и внешние составляющие.  Внешняя – это внешность, образ физического Я, образ тела как силуэт или схема тела. Внутренняя – это структура интрацептивного опыта, семантика внутренней телесности, образ тела как аспект бессознательного. Более того выделяются еще граница телесности как феномен соединения внутренней и внешней составляющей и внешний слой телесности как феномен социокультурного «тела». (Бескова Д.А., 2005).

Следовательно, изучая образ «Я» или образ тела исследователи сталкиваются с оценочной внешней стороной, либо это границы тела, либо это его внешняя презентация, т.к. оценка, на наш взгляд, представляет собой поиск соответствия субъективному идеалу или норме. А она включает в себя всевозможные социальные фильтры. Однако образ тела или образ «Я» – это не только то, что видимо, но и то, как ощущаемо в теле или само тело при управлении им. В него входят и психические и эмоциональные аспекты.

Психологические и эмоциональные аспекты взаимодействия оценочной позиции тела и «хозяина» тела раскрывает теория компенсации К.Г.Юнга, согласно которой «бессознательное, либо дополняя, либо компенсируя сознание, всегда стремится к сбалансированности» [1,30]. Образ телаЮ представляемый человеком, является символической проекцией его состояния и его личностных особенностей и межличностных взаимодействий. Символ же является в свою очередь проекцией бессознательного и «всегда действует как компенсирующий или комплиментарный элемент по отношению к сознательной области психики в конкретный момент жизни. … Вытесненный аспект жизни старается привлечь к себе внимание сознания компенсирующим символом, проявляющимся в сновидении, в фантазии или рисунке, тем самым стимулируя изменение в сознании»[5, 31]. Таким образом, образ тела играет и компенсирующую и комплиментарную роль в жизни человека.

Исследование телесности является на сегодняшний момент одной из актуальных проблем, который посвящены исследования в различных областях науки. Действительно, современная культура имеет телесно-ориентированный оттенок. Этому факту существует множество объяснений, однако нас больше интересует – как воспринимается собственное тело людьми сегодняшнего времени.

Метод и методика

Мы остановились на подростковом и юношеском возрасте, анализируя из статистические и динамические метафоры образа тела. Наше исследование носило поисковый характер, и цель его состояла в обозначении тенденций и особенностей чувствования своего тела через ассоциативный ряд. Пилотажное исследование состояло из двух этапов: изучение образа тела как рисуночной проекции, и исследование образа тела через двигательный образ.

Изучение образа тела как проекции. В данном исследовании приняли участие 145 человек  - учащиеся МОУ №49 г. Пензы – младшего школьного возраста, подросткового возраста.

Нами была разработана проективная методика, затрагивающая качественную оценку внешней и внутренней составляющей телесности. Она направлена на изучение физического и эмоционального компонента телесных ощущений через качественные и количественные ассоциации. При интерпретации нами было выделены симптомокомплексы, направленные на анализ внешней и внутренней составляющих телесности испытуемых.

Анализ носил многофакторный характер. Мы же остановимся на ассоциативном ряде с целью сравнения между качественными особенностями в изучении образа тела в качестве плоскостной проекции и в качестве двигательной проекции.

Так, изучение эмоционального компонента телесных переживаний показало, что более осознанные эмоциональные ассоциации появляются у детей в младшем подростковом возрасте. И с каждым годом происходят качественные изменения ощущений от нарисованного силуэта собственного тела. Так, например, в 10-11 лет фигурка силуэта была плоской и «сделана» в основном из натуральных материалов (кожа, глина, растение). Образ по количественным показателям (росту и весу) и среди мальчиков и девочек в общем превышал реальные параметры (70%). В 12 лет происходит разделение в ощущениях среди мальчиков и девочек: у девочек образ меньше реального тела (45,5%), у мальчиков больше реального тела (42,9%), и изменился качество материала – фигурки сделаны из плотного и жесткого материала (лед, железо, дерево, камень, пластмасса) (80%). Фигуры стали объемными (70%). В 13 лет продолжается дифференциация: у девочек также образ меньше реального (70%), у мальчиков – больше (66,7%). Объем проявляется в 90% случаев, и изменяется качество материала – в основном фигуры «сделаны» из стекла и пластика. В 14 – 15 лет наблюдается вытягивание и облегчение образа у девочек (рост образа выше, вес ниже или отсутствует), у мальчиков, наоборот, образ становится меньше реальных параметров тела. В материалах появляются драгоценные металлы – золото, серебро, платина,  а девочки воспринимают свой образ как пластиковый манекен.

Таким образом, первичная диагностика показала существование некоторых общих тенденций в восприятии собственного образа, и, более того, изменение качеств ощущений – от живых к неживым предметным и социальнопривлекательным.

Исследование образа тела через движение. При изучении субъективности ощущения образа тела мною была реализована мысль о соединении символического образа Я как куклы и движения. Исследование проводилось в лабораторных условиях, участниками эксперимента стали студенты факультета психологии ПГПУ им. В.Г.Белинского в количестве 45 человек. Исследование проводилось по подгруппам, в каждую подгруппу входило 10 -12 человек.

Итак, студентам предлагалось придумать образ куклы и способ ее движения в зависимости от особенностей куклы. Распределение появившихся образов показало, что образ тесно связан с индивидуальными особенностями испытуемых. Более того, образы были как плоскими, так и объемными, они имели разный характер движения – от неподвижных, до абсолютно гибких.

Сам процесс эмпирического исследования состоял из следующих этапов:

1.     Группа делилась на пары. Один партнер играл роль кукловода, другой – роль собственной куклы. «Кукла» сообщала кукловоду о том, какая она и как она движется. После взаимодействия партеры менялись ролями – другой кукловод водил другую куклу. Акцент внимания кукловода и куклы находился в исследовании качеств собственных движений и движений во взаимодействии.

2.     После парного опыта студенты схематически зарисовывали образ собственной куклы, некоторые давали ей Имя.

3.     Далее проводилась парная и групповая рефлексия на тему особенностей образов кукол и движения из образа куклы, эмоциональных переживаний и взаимодействия куклы и кукловода, соотнесение полученного опыта переживаний с существующей реальностью.

4.     Оставаясь в тех же парах, партнеры обменивались рисунками и рассказывали друг другу о своих куклах, знакомя их с особенностями движения. Партнеры менялись образами, и теперь один партнер играл роль куклы Другого, а второй партнер становился кукловодом «собственной куклы». Затем они менялись ролями.

5.     Завершалось все парной и групповой рефлексией о том, что изменилось в восприятии собственной куклы и ее движений – управления ее движениями. И также осуществлялся поиск проекций на существующие актуальные состояния участников исследования, их ощущения в теле, и особенности управления своим образом.

Обратная связь о проведенном процессе и полученном эмпирическом опыте показала, что в целом произошла трансформация в понимании особенностей собственного взаимодействия с собой через тело. Произошло понимание проекций движений образа на существующие актуальные состояния мироощущений в теле.

  Анализ проведенного эксперимента показывает, что включение в изучение телесности двигательного аспекта дает более полную информацию о состоянии человека на сегодняшний момент. Однако, при использовании данного метода необходимо указать на ограничения, связанные с развитие рефлексии и умении перевоплощаться в образы.

Таким образом, метафорический анализ позволяет выявить некоторые особенности внутренней составляющей телесности у человека.

Литература
  1. Мухина В.Н. Роль социальной ситуации развития в становлении представлений ребенка о собственном теле // Развитие личности в социальном пространстве / http://rl-online.ru/info/authors/55.html
  2. Никитин В.Н. Человеческая телесность: онтогноселогический анализ// Дисс. на соиск. уч. ст. д.ф.н. М., 2007. 32с.
  3. Кнастер М. Мудрость тела/Пер. с англ. М.: Изд-во Эксмо, 2002. С.64-67.
  4. Сборник Танцевально-двигательная терапия, перевод Бирюковой И., Ярославль, 1994.
  5. Ферс Г.М. Тайный мир рисунка: Пер. с англ. – СПб.: Деметра, 2003.

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017