Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Влияние социокультурных норм на формирование женской сексуальности

Поиск исторических сведений, относящихся к сексуальной жизни людей в глубокой древности, начиная с доисторического периода, очень важен для понимания истории сексуальности человека.

В мифологии, эпосе, преданиях большинства народов многочисленные свидетельства говорят о первоначальном, существовавшем еще в дописьменную эпоху, периоде матриархата – организации общества, основанной на материнском праве, когда женщина играла ведущую роль в общественной жизни. В этом плане примечательны находки в Европе и Азии «Венер палеолита», которые передают обобщенный образ женщины – «женщины вообще», «материнского божества», «Великой матери». Это свидетельствовало о том, что все люди в эту эпоху повсеместно поклонялись единственной богине «Великой матери», воплощающей в себе все силы природы и называющейся в разных племенах: Рея-Кибелла Всеуносящая на Крите, «Великая Богиня-Мать» в материковой Греции (и ее более поздние ипостаси Гея, Деметра, Геката), «Ашторет» в Персии, Инанна в шумерском эпосе, «Астарта или Иштар» в Вавилоне, грозная Лилит в ливийской пустыне, Танит в карфагене, Бахучара Мата в Индии, Нейт, а затем Изида в Египте, Коатликуэ, а затем Ла Лоба - «Старуха, которая знает» на территории современной Мексики и т.д. Великая Богиня-мать объединяла в себе и материнский и эротический принципы и, в единстве своего плодородия и сексуальности, была первой религией. Такое обожествление и страх перед женским началом полностью исключали сексуальное насилие над женщиной внутри матриархального общества.

Раскол этих двух аспектов женской сущности произошел гораздо позже, в период низложения ранних женских божеств и заменой их пантеоном мужских. Герои-воины сменили великолепных владычиц любви и смерти. Жрецы новых культов объявили войну женскому началу, вытесняя ее сексуальную и превознося материнскую функцию. Из многочисленных исторических источников становится очевидным, что в первое время в постматриархальном общесте безудержное сексуальное насилие над женщинами было средством коллективного самоутверждения и устрашения в прошлом всесильных жриц. Власть и величие Великой Богини пало, женщина лишилась обожествления и могла теперь восприниматься либо как сексуальный объект, либо как мать-жена. По словам Энгельса Ф., низложение матриархата было историческим поражением женщины: она постепенно превратилась в простое орудие деторождения (для правонаследия). Наступила эпоха гомоэротизма; цивилизованное общество охватила однополая страсть, которая еще более подчеркивала победу патриархата. Философия, наука превратились в интеллектуальное мужское времяпровождение. Лишь о гетерах и, еще, о спартанках  упоминалось отчасти с уважением, отчасти насмешливо.

Такое положение дел привело к появлению в Древней Греции двух противоположных социальных ролей женщины: жена-хозяйка дома и гетера-подруга. Ограниченная социальная активность первых действительно снижала их ценность в качестве сексуального партнера. Поэтому утонченный эротизм, образованность и свободную чувственность древние греки искали в объятиях гетер, являвшихся, в сущности, отголосками матриархальных культов. Война с сексуальностью развернулась в Средние Века. С одной стороны, под «Молотом ведьм» погибали самые эротически привлекательные умные и красивые женщины, а с другой стороны, поэты и трубадуры воспевали образ Прекрасной Дамы – идеализированный объект романтического благоговения, а не полового влечения. Раскол этих двух ранее единых аспектов восприятия женской сексуальности привел к появлению невротического разрыва между любовью и сексом, что, в большинстве случаев, сопровождается разнообразными сексуальными расстройствами.

Начало двадцатого века характеризовалось развитием самосознания общества в вопросах пола, но и здесь не обошлось без гиперкомпенсаций. Желаемое равноправие лишило женщину ее специфически женской сущности, еще более размыв контуры феминности и маскулинности. Эмансипация оказалась пустой победой, т.к. она была добыта путем отрицания аутентичной природы женщины, которая есть сосуд, хранящий в себе мистерию жизни.

Изучая психогенные механизмы возникновения женских сексуальных расстройств мы обнаружили, что в большинстве случаев у женщин занижена самооценка по параметрам внешней привлекательности в качестве сексуального партнера и принятия своей телесной самости при положительной оценке своих характеристик как жены и матери. Это говорит о нарушении идентификации с собственным телом, что тормозит проявления свободной чувственности и, скорее всего является последствием социокультурного влияния общества, еще не преодолевшего архаичного раскола между двумя пластами женской сущности, между любовью и сексом. Высокую распространенность сексуальных нарушений у женщин можно объяснить тем, что женщина живет в полностью и вынуждена ориентироваться на ценности маскулинного мира для успешной адаптации в нем. Это не способствует расцвету женской сексуальности. Особенности традиционного понимания эротизма, разделяющие любовь и секс, приводит к тому, что  женщина должна либо подавить свою естественную сексуальность для роли жены, либо запретить себе любить, для того, чтобы наслаждаться сексом. Желание «уйти» от женской роли и «стать мужчиной» неизбежно должно сопровождаться чувством неполноценности, а по своей сути это является запретом на проявление своей сексуальности, неспособностью любить в соответствии со спецефикой женской роли – принять в себя мужчину целиком и без остатка.

Нельзя не отметить, что большинство сексологических работ посвящено изучению  мужской сексуальности. Женская сексуальность оставалась   менее освещенной, так как женские сексуальные проблемы в большинстве своем не препятствуют зачатию и не сказываются на уровне рождаемости. Изучение женской сексуальности с научных позиций началось сравнительно недавно, в середине девятнадцатого века. Но до сих пор удельный вес научной литературы, посвященной мужской сексуальности, значительно больше и по количеству, и по маштабности исследований. Большинство авторов описывают феномены женской сексуальности на контрасте с более изученными и лучше изложенными материалами относительно феноменов мужской сексуальности. Подобное мнение не выходит за рамки обывательских рассуждений и является глубоко ошибочным.

Практическая деятельность сексологов и психологов, занятых в области сексологии, формирует проблемную ситуацию, характеризующуюся, с одной стороны, необходимостью понимания психологических и психофизиологических аспектов возникновения и, с другой стороны, недостаточной их освещенностью в сексологической и психологической литературе. Наилучшей идеей для такого системного взгляда на «сексуальность» как свойство личности. Именно поэтому методологически правильным будет рассматривать проблему сексуальности путем анализа такого психологического понятия как «личность», которая  погружена в определенную социокультурную среду.


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS