Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Работа с семьями детей-инвалидов: нормы телесного и социального

Инвалидность - значительное ограничение жизнедеятельности, часто связанное с измененным образом телесности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность — это ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи  или общества на таких же основаниях, как  другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Проблема реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями на сегодняшний день очень актуальна и приобретает особую значимость в связи с ростом в последнее десятилетие числа аномальных детей и взрослых  людей с ограниченными возможностями (Королева И.О., 1999). Однако все существующие концепции периодизации возрастного развития и большинство существующих исследований этого развития посвящено здоровым детям (так называемой "норме").

В свою очередь, термин «инвалидность» в последнее время рассматривается как не вполне этичный для решения проблем «людей с особыми нуждами». Он содержит в себе скрытое предубеждение и представление о неполноценности этих людей, концентрируя внимание на «остатках», а не на возможностях человека. Он проводит различие между «людьми с проблемами» и их нормальными сверстниками (Савотина Н.А., 1999). Причины трудностей в обучении и психологической       поддержке и коррекции таких людей кажутся заложенными в самом человеке: взрослом или ребенке, совсем не учитываются условия воспитания личности и жизни, которые часто определяют результаты обучения и воспитания.

Нередко транслируется образ инвалида как человека «с ярко выраженным уродством», поведение которого порой «носит несколько оживотненный характер» и которого необходимо «постараться научить … правильным формам контакта и отношений с себе подобными». По словам Н.Томпсона, «если специалисту социальной работы не удается распознать маргинальность позиции инвалидов в обществе, то есть риск оказания клиенту медвежьей услуги». Поэтому профессиональное образование необходимо не только для знания технологий практической деятельности и норм поведения на рабочем месте, оно позволяет понять дискримининационность не только обыденного языка, но и языка научной  экспертизы (Ярская-Смирнова Е.Р., 2000). Такая терминология препятствует адекватному педагогическому планированию и разработке эффективных психолого-коррекционных и развивающих программ, поскольку фиксирует мнение, что если в современной науке и педагогике не известны способы аффективной абилитации и реабилитации инвалидов, то их и не существует, что переносит акцент с неспособности специалистов помочь тому или иному человеку, организовать с ним продуктивный личностный, обучающий или профессиональный контакт на «недостатки» и несовершенства самого человека.

Опыт, накопленный нашей страной, за прошедшее десятилетие показал несостоятельность политики умалчивания проблем детей-инвалидов. Дети с различными отклонениями содержатся в различных учреждениях практически закрытого типа, что приводит к созданию кризисной   ситуации: происходит социальная «маркировка» ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом; искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в общество; жесткость и безвариантность форм получения образования и системы специальных учреждений; почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями. Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика иногда обозначаются термином «disabilism» «дизабилизм» («инвалидизм») по аналогии с термином «расизм». Дизабилизм («инвалидизм») предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным. Ценность человека   рассматривается с точки зрения его «полезности» для общества («Социальная работа», 2000). Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема. В центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой (обществом). Имеющиеся социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов (общественная мораль, психологический климат, социальная организация, инфраструктура и т. д.), и инвалиды рассматриваются скорее как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности — в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав. Содержание психосоциальной работы — это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых человеческих прав.

Слово «инвалид», за рубежом уже сегодня выходит из употребления, а его применение к людям с нетипичной внешностью r потребностями считается нарушением их прав. В нашей стране оно все еще употребляется для определения степени сложности заболевания и определения социальных льгот, представляемых в этом случае человеку. Однако и у нас оно постепенно стало вытесняться такими понятиями, как «ограничение возможностей», нетипичное состояние здоровья, особые потребности.

Дети, развитие которых отличается от принятой нормы, считаются нетипичными. Это могут быть одаренные дети и дети с ограниченными возможностями. Последние имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонения вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества по отношению к инвалидам. Нетипичные дети находятся в особом положении. Они нуждаются в специальных услугах, включая медицинские, социальные и образовательные.

В нашей стране долго доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется следующими обстоятельствами:

  • социальная «маркировка» (стигматизация) ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом (неполноценного);
  • искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;
  • жесткость и безвариантность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений;
  • почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.

В последние годы ситуация стала существенно меняться, однако, что раздельное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в  нынешней ситуации часто  имеет негативные последствия для тех и других.

Кризисная ситуация в стране с ее  социально-экономическими потрясениями не могла не сказаться на состоянии здоровья детей. В 90-е годы ХХ века появился новый термин — «деселерация» (в противоположность акселерации), т. е. замедление темпов роста и развития детей (физическое состояние, психический инфантилизм и другие проявления). Продолжают распространяться социально обусловленные заболевания, что является показателем ухудшающихся условий жизни населения.

Реабилитация - возвращение способности как способа действия. Усилия должны быть направлены на то, чтобы восстановить способность к действию (Осадчих А.И., 1999). Человек - общественно значимый продукт, он не может существовать отдельно от общества. Поэтому реабилитация - восстановление взаимоспособности. Предмет деятельности - нарушенное взаимодействие между человеком и обществом. Ответ на вопрос: «Где может взять силы этот человек несмотря на то, что у него ограниченная свобода выбора?», - обозначает  специфику реабилитационной работы.

Разница между лечением и реабилитацией заключается в следующем (Осадчих А.И., 1999). Когда речь идет о лечении, речь идет о воздействии на патологический процесс, на устранение патологии из организма. Т.е. мы прикладываемся к этому отрицательному явлению. Когда речь идет о реабилитации, речь идет о развитии способностей человека. Мы прикладываем свои усилия к положительному - к тому, что есть у человека независимо от поражения.

Ярким примером являются существующие в некоторых школах спецклассы «выравнивания». Ребенок, с которым не справляется или не хочет справляться тот или иной учитель или группа учителей, зачисляется в этот класс. Обычно туда попадают дети с довольно высоким уровнем интеллектуального развития, но имеющие ряд личностных особенностей, в том числе самостоятельность, чувство собственного достоинства и т.д. – то, что школой и педагогами часто не поощряется. При этом дети, требующие особого подхода, в этих классах вновь остаются не удел. Их шумливые и хулиганистые сверстники стремятся полностью переключит внимание специалиста: педагога или психолога на себя, воздействие на них приносит более ощутимые плоды, чем не всегда заметные сдвиги и « странные явления», возникающие при попытках «расшевелить» ребенка с той или иной степенью умственной отсталости и т.п.

Случается и так, что воспитатель или учитель бывает лишен возможности увидеть потенциальные возможности ребенка в силу стереотипности собственных представлений и недостаточности собственных интеллектуальных и личностных ресурсов.

Многие здоровые люди психологически не готовы принять тезис, что инвалиды - полноправные члены общества, и, что ограничены их лишь некоторые возможности. Усиливает эту ситуацию и практика изоляции людей с наиболее выраженными особенностями в рамках специализированных учреждений. Даже студенты, обучающиеся по специальности «социальный работник», приходя в эти учреждения испытывают чувства ужаса и нежелание возвращаться вновь.

Культурный и духовный контекст работы требуют тщательной оценки дисфункциональных взаимодействий, которым подвергаются люди с ограниченными возможностями.

Гармонизации межличностного взаимодействия  в этой ситуации должны служить:

  • психолого-педагогическая поддержка и стимулирование людей на развитие их собственных сил, имеющихся резервов;
  • тщательное внимание к последствиям беды, комплекс мер по их смягчению или ликвидации;
  • сопровождение людей с ограниченными возможностями на протяжении периода до их профессионального и личностного утверждения.

Естественно, что многие аспекты психолого-педагогической помощи зависят от вида ограничения. Эти ограничения могут быть связаны с нарушением интеллекта, задержкой речевого развития, отклонениями в поведениии, физическим отставанием от сверстников на 1,5 - 2 года, соматической ослабленностью и др.

Основной целью психолого-педагогической поддержки молодых людей с ограниченными возможностями является формирование у них способности к максимально полной и ранней социальной адаптации позитивного отношения к жизни, семье, обществу, обучению и труду.

Если ребенок живет ив интернате, то атмосфера образа жизни в доме-интернате имеет своеобразные черты, которые заключаются :

  • в  изоляции проживающих от общества, наличии социальной депривации,
  • ограниченных возможностей занятости, особенно пожилых людей,
  • вынужденной отстраненности от необходимости решать свои жизненные проблемы,
  • гиперопеки и зависимости от окружающих (Троицкая К.Е., 1999).

Усложняют процесс адаптации к этим условиям жизни различные индивидуальные и возрастно-психологические особенности. Как результат- распространенность девиаций.  Вопросы, связанные с изучением девиантного поведения детей и подростков очень обширны и имеют много аспектов (социально-психологические, медицинские, юридические, криминологические и т.д.).

Формы сопровождения семьи  в кризисной ситуации таковы: диагностическая работа,  информационно-просветительская, коррекционная, развивающая. Каждая из этих моделей обладает своими  возможностями и ограничениями  – на разных этапах семейной истории,  на разных этапах переживания семьей кризисной ситуации.   Как правило, сочетание этих форм работы предстает как наиболее  эффективная модель психологического сопровождения. В ситуации разовых и краткосрочных обращений – менее типичных для клиентов данной группы – центральной должна стать развивающая форма помощи: направленная на активизацию клиентов, их потенциала самопомощи.

Проблемы специалиста в общении с данным классом клиентов:

  • соблюдение общих этических принципов, проблемы, возникающие при их нарушении, например, в ходе консилиума и т.д., «испытание властью», в том числе – «властью информации»,
  • сопротивление родителей помощи как универсальная реакция,
  • комплексность как условие эффективности не всегда достижима,
  • разногласия семьи по поводу ребенка, его особенностей, способов преодоления проблемы,
  • инвалидизм специалиста, часто приводящий к его «психологическому сгоранию»,
  • проблемы  налаживания и активизации межпрофессионального взаимодействия, различия моделей межпрофессионального взаимодействия – на уровнях технологий,  моделей интерпретации симптомов, уровне ценностей.

Особое внимание необходимо обращать на формирование «терапевтической среды» (Троицкая К.Е., 1999). С одной стороны, - это регулярная работа с персоналом по обучению основам возрастной психологии, психологии общения, некоторым навыкам прикладной психологии, а также наблюдению и изучению человека. С другой стороны, попытка найти нужный для конкретного клиента "тон" обращения, т.е. ту степень близости - дистантности, которая необходима для любой психо- и социотерапевтической работы. С этой целью важно проводить регулярные семинары с использованием активных форм обучения с младшим и средним медицинским персоналом, в случаях необходимости и с другими сотрудниками центра, а также ведется индивидуальное консультирование.

Особое значение приобретает переориентация работников центра на «терапевтическое партнерство», под которым понимается: 1) установление паритетных отношений с обслуживаемыми с ориентацией на уважительное и почтительное отношение к человеку, 2) повышенное внимание к индивидуальным запросам и установкам клиентов, 3) психологически оправданное и значимое для людей общение. Такой подход позволяет положительно влиять на самооценку проживающих в интернате или приходящих в ЦСО,  давать им ощущение собственной значимости и уверенности в себе. Другим важным направлением социально-психологической работы по реабилитации и адаптации людей в условиях дома-интерната является целенаправленная работа по вовлечению детей в общение, развитию социальных контактов, созданию микрогрупп и занятий по интересам. Все эти мероприятия направлены на стабилизацию психологического статуса клиентов в условиях дома-интерната для инвалидов. Конечно, часть проблем социально-психологической адаптации и реабилитации инвалидов может быть решена только с привлечением врачей, психологов, психиатров. Особое значение имеет здесь профилактика пограничных расстройств.

Диагностио-коррекционная работа  с  детьми, имеющими  ОН и родителей детей с ОН  должна быть ориентирована  на следующие важнейшие моменты:

  • отношение к себе и миру, позитивность и глубина, полнота осмысления жизни ребенка,
  • отношение  родителей к ребенку, внутренний смысл его болезни, решение проблемы принятия и способность к толерантности как терпимости и к любви,
  • искажения в само-, миро-понимания, понимания ребенка, например – ригидность установок, преувеличенная значимость одного и «пониманий» и т.д.
  • поведенческие – характерологические особенности.

 


 
Шум в голове. Причины возникновения шума в голове. видео 30 декабря 2019

Шум в голове. Причины возникновения шума в голове.

Что такое синдром хронической усталости и как он проявляется? видео 26 декабря 2019

Что такое синдром хронической усталости и как он проявляется?

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна. видео 27 ноября 2019

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна.

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением. видео 19 ноября 2019

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением.

Все медиа-обзоры  |  RSS

28–29
февраля
Будапешт
2-й Европейский конгресс Аутизм 2020