Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Алгоритмы консультирования семей и детей с особыми нуждами

Ситуация жизни ребенка с особыми нуждами (далее - ОН) и его семьи  очевидно  является  много более травмирующей, чем ситуация жизни «обычного»  ребенка и его семьи – прежде всего, за счет «обо­гащения» спектра   социальных, медицинских и психологических проблем, связанных с общественным непринятием, невниманием, страхом и отвержением. Поэтому инвалидность ребенка – одна из причин его дезадаптации и   девиантности, а также причина возник­новения  многих проблем психологического и социального плана у его родителей. Среди детей-инвалидов немало тех, кто, убегая от рас­пространенного в обществе инвалидизма («расизма» в отношении ин­валидов и их близких) и  стратегии инвалидизации (закрепляющей ощущение человека с ОН себя «как неполноценного»), ударяется в крайности разнотипных психологических и социальных девиаций. Многие убегают от социального контроля и общества как такового    - множеством  самых разных способов. Консультативная работа с та­кими людьми – шанс вернуть их в общественную жизнь. В ситуации, когда ребенок живет в семье или постоянно общается с родителями,  установление факта заболевания ребёнка, является для родителей си­туацией психологического шока. Реализация собственных планов ста­новится проблематичной, неясны перспективы в отношении судьбы ребёнка. Сами родители, как правило, оказываются не готовыми к та­кому испытанию. Как правило, это неблагополучные семьи, наиболее нуждающиеся в помощи специалистов. Для организации наиболее качественного процесса работы с такими семьями  необходимо тесное взаимодействие специалистов, работающих с детьми - инвалидами и семьями. Родители должны знать имеющийся реабилитационный по­тенциал ребёнка, ожидаемые результаты и все виды реабилитацион­ных мероприятий, необходимых для ребёнка. Это способствует вовле­чению родителей в работу по реабилитации их ребёнка. Семью, с первой встречи с ней, следует готовить к сотрудничеству с врачом, психологом, педагогом, социальным работником, к добросовестному выполнению всех поручаемых этими специалистами задач. Важно убедить родителей в выполнении всех назначенных реабилитацион­ных мероприятий на протяжении всего цикла реабилитации. Многие родители не менее ребёнка нуждаются в помощи и поддержке спе­циалистов.

Нарушение физического или психического развития, как и любое функциональное изменение организма, старение или болезнь, не ог­раничено рамками чисто медицинского явления. Его воздействие на семью, окружение или на самого индивида определяется тем смыс­лом, которым его наделяют общество и культура. Ограничение воз­можностей есть процесс, в котором нарушения телосложения, функ­ций организма или условий окружающей среды делают деятельность человека или функционирование его органов затрудненным или не­возможным. В качестве причины ограниченных возможностей может выступать неприспособленность окружающей среды для социализа­ции определенных групп людей, например, недостаток или несовер­шенство образовательных программ, медицинских и социальных ус­луг, необходимых детям с нетипичным состоянием здоровья.

Консультирование родителей, имеющих ребенка с ОН и самого ребенка с ОН опирается на следующие принципы: 1) необходимость, в том числе в критические периоды и как часть сопровождения, 2) вы­нужденность – социальный заказ, 3) комплексность, 4) постоянный характер, в том числе – периодические консультации и т.д., 5) взаимо­действие подсистем работы психолога с ребенком, с родителями и другими специалистами ЦСО, интерната.

Существуют важные отличия консультирования семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами от бытующих в настоящее время систем консультирования. Во-первых, в рамках семейного или возрастно-психологического консультирования предполагается полная добро­вольность обращения к специалисту. Это означает достаточную моти­вированность, эмоциональную готовность к встрече, желание изло­жить все, что кажется важным. В случае консультирования ребенка с подозрением на отклоняющееся развитие семья «вынуждается» к кон­сультированию каким-либо специалистом (или социумом), заподозрившим нарушение развития у ребенка - то есть по направлению (или, что является более мягким, - «совету»).

Во-вторых, стандартное консультирование предполагает возможность для семьи в любой момент прекратить общение со специалистом. Практика консультирования детей, имеющих особые нужды показывает, что в некоторых случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенная результатами обследования, начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который после повторного обследования дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Подобное поведение семьи получило название «хождение по кругу врачей». Исходя из принципа соблюдения интересов ребенка, необходимо «удержать» родителей от преждевременного  прерывания консультирования, дать возможность проведения психокоррекционной работы в полном объеме, добиться  сведения до минимума количества посещений других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, достигнуть адекватного осознания родителями проблемы и принятия правильных решений по воспитанию и обучению ребенка с ОН.

Типичные проблемы родителей детей с ОН и направления их коррекции:

  1. пассивное отношение к жизни и к болезни ребенка  - оно предполагает  необходимость активизации – через осмысление успехов семьи и  трансляцию успехов родителей из других  семей, занимающих активную позицию, обнаружение  и исследование «потерь» ребенка и родителей от их пассивности.
  2. негативное отношение к жизни, в том числе депрессивные установки и состояния – переформулирование (позитивное переосмысление),
  3. позитивное - «рентное» отношение к жизни и болезни ребенка – требуется помощь семье в направлении обнаружения «фиктивных целей», их ниспровержения и замены «реальными» целями,
  4. защитное поведение, в том числе – игнорирование болезни – требует от консультанта помощи семье в направлении развенчания иллюзий «нормальности» и «здоровья» ребенка в противовес необходимости постоянной заботы о его развитии, состоянии как  активных и комплексных. постоянных действий и усилий,
  5. «стыдящееся» поведение – предполагает в работе с клиентами обнаружение «всеобщности» ограничений в жизни людей, анализ процесса стигматизации, возможна «коррекция средой» – например, временное пребывание в деревне, посещение интерната для детей-инвалидов и т.д., анализ инвалидизации как «расизма» в отношении  детей и их семей,
  6. гиперопекающие родители – помощь им включает совместный поиск причин гиперопеки – страха родителей за жизнь ребенка и страха оказаться нелюбящей и не принимающей, скрытых тенденций на подавление и «уничтожение» («детоцид») ребенка,  развенчание неискренности  и построение более искренних моделей поведения,
  7. синдром хронической усталости – предполагает помощь в развитии  позитивного самоотношения и принятия ситуации как «жизненного вызова», экзистенциальной задачи,  необходима поддержка чувства гордости за свой «домашний»  иди «инвалидный» труд, развитие взаимоотношений супружеской пары в целях усиления ее внутренних ресурсов,  налаживании телесных форм взаимоподдержки супругов и детей,
  8. осмысление болезни ребенка как «наказания», чувство вины –  необходима разработка представлений родителей об их вине в направлении поиска иррациональных предубеждений, возможен психогенетический анализ, «целе-ориентированная» трансформация проблемных ситуаций, их ценностное осмысление,
  9. ипохондрические реакции  - нарциссического, истерического или смешанного типов –  требуют помощи в коррекции «образа Я» и «образа ребенка» у родителей,  продуктивны комплексные – в том числе – телесно-ориентированные методы помощи,  выявление «несовместимых симптомов» и «поведений» и т.д.
  10. проблемы частичного принятия ребенка и чувства вины – продуктивен анализ невозможности полного принятия и полезности , роли непринятия в позитивном развитии ребенка, анализ возможных схем манипулирования ребенком родителями, поддерживающих и эксплуатирующих их чувство вины,  обнаружение и освоение более продуктивных схем межличностного взаимодействия в семье.
  11. поддержка родителями формирования и развития  вторичных  дефектов развития ребенка -  необходимо консультирование о возможностях  коррекции и «компенсации» того ил иного первичного дефекта, обучение упражнениям, помогающим преодолеть проблемы, связанные с изоляцией ребенка и т.д.
  12. проблемы родителей детей-аутистов, замкнувшихся в своих переживаниях на себе -  требуется помощь родителям в раскрытии их чувств и переживаний,
  13. детоцентризм – его преодоление связано с решением проблемы переориентации родителей на собственную жизнь, раскрытие неиспользованных возможностей, их значимости.
  14. «автономные» проблемы родителя(ей), например, проблемы пары, существовавшие до ребенка, его инвалидности – продуктивны общие подходы плюс анализ «развивающих возможностей» детского присутствия, возможно – выявление «неосознаваемой»  родителями и ребенком взаимосвязи интенсивностью проблем супругов и болезни ребенка.

Типичные позиции клиентов в консультировании и их преобразования:

  • пассивная – требует активизации, трансляции ответственности и  демонстрации успехов активных семей и детей с ОН,
  • «зажатая» – страх перед консультированием и страх изменений в целом – необходимо показать семье  роль изменений, обсудить феномен «снежного кома», «двойного эффекта самораскрытия» и т.д.
  • зависимая - требует трансляции активности, существования альтернативных подходов, важности их поиска,
  • продуктивная – активная – необходима помощь в поиске информации и выявлении мешающих развитию семьи и ребенка установок, поведения и т.д.,
  • рентная – важно поставить перед родителем вопрос, о том, что дает ему сегодняшнее поведение, не нужно ли его сохранить, усилить, что он потеряет, если  его перестанут жалеть и т.п., что принесут ему более продуктивные способы решения своих проблем и ребенка,
  • негативная («тестирующая») – консультант демонстрирует нежелание клиента   работать, это проверка профессионализма консультанта: продуктивны лобовые вопросы о том, хочет ли клиент продолжать консультирование и не нужно ли его прекратить, поскольку клиент не проявляет должной заинтересованности и раскрытости.

Проблемы родителей в ситуации сопровождения образуют несколько типичных групп, например:

  • проблемы супружеской пары, в том числе – ее существования, различия восприятия ребенка и его болезни –  для этой пары необходима помощь в поиске общей –более конструктивной – любящей – стратегии организации взаимоотношений с миром и друг с другом,
  • проблемы взаимодействия ребенка с родителями – капризы и непринятие, неадекватные формы компенсации болезни и т.д. –  необходима помощь клиентам в изменении систем взаимодействия, любовь и «дрессура» в отношениях с людьми,
  • взаимодействие ребенка с миром других детей  и взрослых –  часто необходима «прицельная»  работа в направлении профилактики дисморфофобии, ипохондрии, инвалидизма,   др.

Конфликтные ситуации в разных  ситуациях  консультирования:

  • не возникают, если наблюдается: соблюдение этических принципов, принципов первичного и вторичного договора, открытое обсуждение взаимодействий клиента и консультанта, их соответствия  договору, профессиональная и  личностная зрелость консультанта, готовность клиента к консультированию,
  • возникают, если наблюдаются: «сгорание консультанта»,  наложение проблем клиента и консультанта,  взаимодействие личностных «незрелостей»,  и т.д.
  • коррекция конфликтов выступает как: ситуация для раскрытия, ситуация развенчания иллюзии понимания - для взаимопонимания, переломная ситуация,  исследование ситуации, угашение «мнимого конфликта» обнаружением и противопоставлением  позиций, смена консультанта.

Рекомендации по процессу  консультирования клиентов данной группы опираются на известные  принципы экзистенциально-гуманистической психотерапии: принятие, эмпатия,  конгруэнтность,  конкретность, необычность, пластичность поведения и отстаивание ценностей.  Кроме того, в работе  с данными клиентами важно уметь «приземлять» данные принципы в практику непосредственного общения: системность  отклонений в развитии личности и ее отношений в ситуации «ОН»,  требует от консультанта способности «технологизировать»  и «операционализировать»  свою любовь и принятие клиентов как людей, помогая им научится такому же принятию и любви не только на уровне «простого отношения», но и на уровне непосредственного поведения, в обыденной жизнедеятельности.

Психологическое сопровождение  осуществляется в процессе общения с ребенком с семьей,  ее жизнедеятельности. Это, прежде всего,   консультирование профилактико-информирующего и психотерапевтического характера, связанного с раскрытием общих тенденций развития аномального ребенка, его отношений с миром и семейных взаимоотношений.

 


 
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Все медиа-обзоры  |  RSS