Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Танцевально-двигательная психотерапия в реабилитации шизофрении

В настоящее время шизофрения является одним из наиболее инвалидизирующих и нарушающих социальную адаптацию психических заболеваний (Попов Ю.В., Вид В.Д., 1997).

В реабилитации больных шизофренией в ГПБ №3 им. Скворцова-Степанова с марта 2007 года начала применяться танцевально-двигательная психотерапия. Автором разработан цикл групповых занятий, направленных на повышение социальной адаптации и коррекцию негативной симптоматики, проявляющейся при шизофрении: аутизм, эмоционально-волевой дефект, когнитивные нарушения, снижение активности. Группы включали больных с диагнозом шизофрения (простая форма и параноидная, с различным эмоционально-волевого дефекта).

До и после цикла занятий по танцевально-двигательной психотерапии все участники группы проходили обследование, которое включало: исследование самооценки (методика Дембо-Рубинштейн), анализ телесных напряжений; диагностику депрессии и тревожности (проективная методика «Звезды и волны»); клиническую беседу.

Циклы занятий состояли из 10-14 сессий (в зависимости от динамики группы). Каждое занятие было тематическим и включало разминку, релаксацию, рисунок свободно текущих образов (который выполнял психотерапевтическую и диагностическую функции), основную часть (непосредственно танец, проработку темы занятия) и диагностику в начале и в конце занятия (модифицированный рисуночный тест «Какого я цвета?»).

Группы пациентов были закрытыми, смешанными и состояли из 8-12 человек. Возраст пациентов 22-50 лет. Группы комплектовались исходя из следующих критериев: диагноз, направление лечащего врача, особенности течения заболевания, актуальное состояние на момент формирования группы.

На настоящий момент групповую танцевально-двигательную психотерапию получили 50 человек; из них 10 человек принимали участие в нескольких группах (с перерывом в 3-4 недели), что обусловлено не только желанием пациентов, но и сохранением показаний для данного вида психотерапии при длительном пребывании в стационаре. Работа с больными проводилась при непосредственном сотрудничестве с лечащими врачами, что включало обсуждение состояния и поведения пациентов во время танцевально-терапевтических сессий и на отделении. Также применялось индивидуальное психологическое консультирование больных на следующий день после танцевально-двигательное психотерапии для вербального закрепления достигнутых результатов. Как показал опыт, последовательного применения танцевально-двигательной психотерапии и психологического консультирования одним специалистом, это позволяет сформировать у пациента модель адекватного межличностного взаимодействия. При необходимости с пациентами и их ближайшими родственниками проводилась вербальная психотерапия.

Таким образом, имелась возможность получать информацию о происходящих с участниками групп изменениях как во время занятий (в том числе и от самих пациентов), так и по результатам обследования, а также от родственников и лечащих врачей.

Были получены следующие данные.

Лечащие врачи отмечали значительные изменения (в ряде случаев уже после первого занятия) в поведении пациентов на отделении, что проявлялось в улучшение настроения, активности, общительности, повышении мотивации к деятельности (начинали следить за своим внешним видом, помогать на отделении), движения были более плавными и координированными. Мышление становилось более упорядоченным.

Родственники пациентов так же отмечали повышение настроения, активности, «теплоты в общении».

Анализ результатов диагностических методик до и после цикла занятий позволяет говорить о следующих тенденциях:

1) исследование самооценки (Дембо-Рубинштейн):

  • 6% участников исследования при первичном обследовании по всем шкалам выставляли себе максимальные баллы; при повторном обследовании наблюдалось снижение результатов, т.е. самооценка становилась более адекватной;
  • у 28% испытуемых происходило повышение оценок по всем шкалам;
  • у 66% пациентов наблюдалось снижение оценок (как правило, с высоких до средних) по одним шкалам и повышение – по другим;  снижение чаще всего отмечалось по шкалам «Характер» и «Воля», а повышение – по шкалам «Уверенность в себе», «Настроение», «Счастье».

2) анализ телесных напряжений:

  • у большинства пациентов (82%) выявилось большое количество мышечных зажимов, которые располагались преимущественно в следующих зонах: руки (особенно кисти), ноги (полностью), шея и воротниковая зона; по окончании цикла занятий наблюдалось снижение количества очагов мышечного напряжения у всех пациентов;
  • у некоторых пациентов (12%) при первом обследовании не было выявлено мышечных зажимов, однако по окончании курса они фиксировалось, что можно объяснить появлением у пациентов понимания своих ощущений, своего тела.

3) проективная методика «Звезды и волны»: при повторном тестировании происходило центрирование изображения на листе, увеличение площади рисунка, изменение цветовой гаммы (использовались более светлые и теплые тона); небо и волны располагались ближе друг к другу или соединялись на линии горизонта; повышалось количество запечатленных образов, а их размещение относительно друг друга становилось гармоничным и логичным.

4) рисунок свободно текущих образов. Очень часто, особенно во время первых занятий, пациенты рисовали не то, что им хотелось бы, а что умели: простые цветы, грибы, геометрические фигуры, контуры предметов или просто цветное пятно. Первая попытка изобразить желаемое чаще всего вскрывала наиболее значимую для больного на текущий момент проблему или памятное (зачастую психотравмирующее) событие, с чем продолжалась работа на индивидуальном занятии; последующие рисунки – давали дополнительную информацию о состоянии пациента.

Сами больные отмечали изменения в ощущениях своего тела, легкость, уменьшение скованности движений (вызванной побочным действием препаратов), улучшении настроения, появление желания чем-то себя занять на отделении, стремление к общению с другими  людьми, уверенность в своих силах и возможностях.

Во время занятий на протяжении всего цикла танцевальным психотерапевтом были отмечены следующие изменения, происходившие с больными: повышение настроения и изменение эмоционального состояния (в мимике, скорости, силе, амплитуде движений), появление стремления к визуальному контакту, открытость взаимодействию (в первую очередь невербальному), расширение репертуара движений, уменьшение телесного напряжения, речь становилась более упорядоченной.

При повторном посещении цикла занятий по танцевально–двигательной психотерапии было отмечено, что все достигнутые во время предыдущих сессий изменения сохранялись: в отношении двигательных навыков, контактности, степени доверия психотерапевту, открытости, эмоциональному реагированию и межличностному взаимодействию частично (если между циклами у пациента после выписки развивалось обострение заболевания) или полностью (если повторный цикл назначался как поддерживающая психотерапия для продолжения коррекции эмоционально-волевого дефекта).

Результаты проведенного исследования показывают, что применение танцевально-двигательной психотерапии в реабилитации больных шизофренией в психиатрическом стационаре позволяет больным получить модель адекватного взаимодействия в межличностных коммуникациях (как в семье, так и в обществе). В процессе танцевально-двигательной психотерапии у больных шизофренией происходит коррекция негативной симптоматики, что способствует их адаптации в социуме.

 


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS