Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Особенности адаптации студентов-первокурсников, не удовлетворенных своим физическим обликом

Телесно ориентированная терапия широко распространена как в восточных, так и западных оздоровительных системах (у-шу, цигун, тай цзи цюань, йога, методика Александера, Фельденкрайса, Хеллера и др.). Наряду с коррекцией отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (позвоночник, стопа),  большое значение для улучшения функционального состояния человека в этих методиках имеет и оптимизация психической сферы.

В последние годы интерес к нетрадиционным оздоровительным методикам в связи с доступностью информации через Интернет среди студентов  значительно возрос, в связи с чем  отдельные элементы этих систем стали использоваться в  педагогическим процессе на кафедре физического воспитания и спорта ТулГУ. Вместе с тем, психологические особенности студентов, не удовлетворенных своим физическим обликом или имеющих недостаточную (не соответствующую  паспортному возрасту) гибкость в суставах позвоночника, представляются изученными недостаточно, что и явилось целью настоящей работы.

Проанализированы данные тестирования 127 студентов-первокурсников (90 девушек и 37 юношей), поступивших на медицинский факультет и обследованных в сентябре 2007 года с использованием компьютерной программы «Allonic.NET 4.3» (Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х., Самсонова Г.О., Саулин А.А., 2003-2006), включающей 45 вопросов и 9 тестов. Статистическая обработка проведена  по методу Стьюдента (Excel 11.0) с определением достоверности различий между подгруппами. Данные представлены как M±m.

22 из 90 девушек  (24,4±4,5%,) отметили, что они не полностью удовлетворены физическим «Я». Наиболее частой причиной явилась избыточная масса тела (ИМТ) – 9 случаев (10%), у 5  девушек – плоскостопие (5,6%). Остальные предложенные программой варианты ответов встретились одинаково часто – по 2 случая (2,2%): нарушение осанки, сколиоз, слабое развитие мускулатуры и прочие отклонения.

Среди 37 юношей не удовлетворены своим физическим обликом 20 человек (54,1±8.2%, P<0,01 по сравнению с девушками). Причинами явились плоскостопие (5 человек, 13,5%), ИМТ (4 юноши, 10,8%), нарушение осанки и слабое развитие мускулатуры – у 6 человек (по 8,1%). Сколиоз и другие причины также были названы одинаково  часто – по 2 случая (5,4%). 

 Следует отметить, что свою массу тела оценили как избыточную 17 девушек, однако доставляет психологический дискомфорт она только 9 из них (52,9%). У 16 респонденток ИМТ была с детства, у 1 появилась недавно. 9 девушек считают, что ИМТ отрицательно влияет на уровень здоровья, остальные 8 – что нет. Пробовали корригировать массу тела 7 из 17 студенток, из них 4 – путем ограничения в питании, 1 –специальной диетой и 2- физическими нагрузками.

В группе юношей 2 из 6 студентов не считают ИМТ недостатком. У 4 из 6 она была с детства, у 2 – появилась недавно, в том числе у считающего так юноши, вес которого при росте 168 см составляет 68 кг. Пытались снижать МТ 4 человека, из них 2 – с помощью физических нагрузок, 1 – диетой и 1 – биологическими добавками. 

Средний рост девушек, удовлетворенных физическим «Я» (1 подгруппа) составил 171,3±1,09 см. вес – 61,0±1,5 кг, а девушек, имеющих проблемы (2 подгруппа) – 169,6±1,7 см и 68,6±4,6 кг; у юношей, соответственно, 167,0±2,0 см и 58,8±2,2 кг и 168,0±1,9 см и 63,9±3,5 кг. По уровню АД выделенные подгруппы не различались (124,0/73,0 и 130.2/78,4 мм рт.ст.  у девушек и 121,5/75,0 и 125,6/74,8 мм рт.ст. у юношей). Однако частота сердечных сокращений (ЧСС) у девушек 2 подгруппы была достоверно больше (87,4±3,0 и 77,3±1,0 уд/мин), в то время как у юношей различий не выявлено.  Время задержки дыхания на выдохе (проба Генча) у  девушек 2 подгруппы также было достоверно короче, что может быть связано с активацией тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы.

Неудовлетворенность своим физическим обликом сопровождается отрицательными изменениями в системе биоритмов: достоверно хуже  субъективно оцениваемое качество сна как у юношей, так и у девушек, у которых еще и выше сонливость в первые полчаса после подъема. Юноши 2 подгруппы высокодостоверно ниже оценивают свой уровень здоровья, чем 1 подгруппы, а у девушек различия не достигли критерия достоверности.

Хотя уровень психоэмоциональной напряженности в цветовом тесте М.Люшера (ЦТЛ, 8-цветовой ряд) не различался,  наблюдались особенности в выборе отдельных цветов. Так, красный цвет у девушек 2 подгруппы располагался достоверно дальше от начала ряда, занимая 3,91±0,33 позицию, чем в 1 подгруппе (2,94±0,22), что может указывать на снижение качества стеничности.

У юношей достоверные различия выявлены в позиции желтого цвета: у юношей 2 подгруппы этот цвет занимал 5,05±0,55 позицию по сравнению с 3,5±0,57 позицией в 1 подгруппе, что может символизировать отказ от перемен, увеличение разочарованности и завистливости. Кроме того, у юношей достоверно выше уровень тревожности (позиция коричневого цвета).

Не имеют желания учиться на начальном этапе 8,8% девушек первой  и 22,7% 2 подгруппы (в 2,5 раза чаще), а также, соответственно, 11,1 и 21,0% юношей. Студенты с неудовлетворенным физическим «Я» отметили, что им учиться трудно, несколько чаще, чем лица без проблем (девушки – в 73 и 69%, юноши – в 74 и 50%). Следует отметить, что юноши 2 подгруппы  достоверно чаще не удовлетворены и своими отношениями с преподавателями (26,3 и 5,5%).

Кроме того, повышенная критичность студентов 2 подгруппы распространяется и на оценку характера своего питания. Им недовольны 31,8% девушек и 31,5% юношей (в 1 подгруппе – 10,3 и 0%). В стрессовой ситуации обвиняют окружающих  36,6 и 25,0% девушек   (P>0,05), а у юношей с физическими проблемами экстрапунитивный тип реагирования встречается достоверно чаще, в 36,8%, чем в подгруппе без проблем (5,5%).

Достоверных различий в музыкальных предпочтениях (классическая или эстрадная музыка), а также в громкостном уровне прослушиваемой  музыки мы не нашли. Вместе с тем, студентки с неудовлетворенным физическим обликом   несколько чаще обнаружили интерес к восточным оздоровительным  системам (54,4% и 37,9%), а у юношей наблюдается обратное соотношение, однако различия статистически недостоверны. 

Мотивация к исправлению имеющихся физических проблем представляется у 17-18 летних подростков следующей. Не верят в реальность их исправления  36,4% и 30% юношей; считают, что нет времени – 40,9% девушек и 30% юношей, не находят возможности это сделать 10% юношей. Весьма важным представляется тот факт, что 22,7% девушек (5 человек) и 6 юношей (30%) не знают, как это сделать. Можно предположить, что именно с этим контингентом работа может быть наиболее успешной.

Снижение уровня гибкости отмечено у 53,3% девушек и 40,5% юношей. Основными особенностями адаптации этих студентов являются:

  • ухудшение качества сна у девушек,
  • стремление в пролонгированному сну в свободный день у юношей,
  • увеличение ЧСС и индекса ЦТЛ у девушек,
  • относительное смещение к концу цветового ряда зеленого и желтого цвета у девушек и красного – у юношей,
  • большие субъективно оцениваемые трудности в учебе у девушек;
  • отказ от высокого громкостного уровня прослушиваемой музыки у юношей.

Понимая, что индивидуальная коррекция, в том числе и психотерапевтическая, в силу ряда обстоятельств вряд ли может быть организована. И также в целях повышения интереса к тестированию в программу «Allonic.NET» были заложены комплексы физических упражнений по исправлению имеющихся физических проблем и развитию гибкости, которые вместе с результатами  выдаются в электронном виде. По данным массовых исследований определены также алгоритмы риска развития ИМТ даже при нормальных показателях роста и веса.

Таким образом, осознание несовершенства собственного тела и недостаточная гибкость в суставах позвоночника у студентов-первокурсников сопровождается  снижением уровня адаптации по данным комплексного исследования. В дальнейшем целесообразно проведение  психологического тестирования для верификации  уровня (суб) депрессии. 

 


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS