Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

К вопросу использования методов телесно-ориентированной психотерапии в развитии профессиональных и личностно-значимых качеств студентов психологического факультета

Практический психолог, по мнению исследователей теории и практики психологической науки, должен обладать определенными личностными качествами, такими как: доброта, умение общаться, любовь к людям, порядочность и т. д. В статье Н. А. Аминова и М. В. Молоканова [1] «О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов» описан  целый ряд конституциональных свойств и качеств психолога практика и психолога теоретика, таких как: высокий интеллект  (фактор В), высокий уровень экстраверсии (фактор А+), достаточно высокий уровень силы «Я» (фактор С+), смелость (фактор Н+). Фактор Н+ по методике Кеттелла трактуется как эмоциональная активность или  несгорание, тяга к риску и острым ощущениям. Обнаружение высоких баллов по этому фактору предопределяет долговременное поддержание личностью эмоционально насыщенных контактов, а также ее желание, умение противостоять усталости при работе с людьми.

Во многих публикациях о специфике самосознания психологов практиков встречается упоминание о степени развитости у психологов личностной и эмоциональной зрелости и устойчивости (Просеков В. М., 2002). Практический психолог- это субъект, способный к фасцинации: умению влиять на аудиторию в нужном направлении (факторы А+В) и фасилитации. Эти качества играют важную роль в понятиях «делания», «работы с клиентами».

Наравне с качествами предполагающими «влияние», мы обнаруживаем у психолога «безусловное принятие», т.е. комплекс свойств и состояний личности, указывающий на его способность воспринимать клиента по матерински («безусловное отношение», как это понимает Э. Фром).

Выделяют следующие личностные черты, желательные для практического психолога [2]:

  • концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;
  • открытость к  взглядам и суждениям других личностей, гибкость и терпимость;
  • эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;
  • аутентичность поведения, то есть способность предъявлять подлинные эмоции и переживания;
  • энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;
  • уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;
  • уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;
  • богатое воображение и интуиция;
  • высокий уровень интеллекта

Развитие и  культивирование перечисленных личностных и профессиональных качеств будущих специалистов, на наш взгляд, является необходимой составляющей в практике образовательного процесса в высшей школе  при подготовке психологов. Дело в том, что в профессиональном высшем образовании, в том числе и при подготовке психологов существует нерешенная проблема, что среди преподавателей и теоретиков образования существует недопонимание необходимости подготовки именно личности профессионала, реальный акцент делается лишь на формировании системы знаний, умений и навыков. Нам представляется, что зачастую эти знания умения и навыки, а также важные личностные качества эмоциональной отзывчивости и устойчивости, способности к влиянию не достаточно «контейнированы» и  представлены в теле, в личности специалиста. В настоящее время разрабатывается так называемая «проблемная анатомия», согласно которой (Т. Ю. Калошина, В. Ю. Баскаков), каждая часть, сегмент тела отвечает за те или иные свойства состояния здоровья и болезнь личности. С нашей точки зрения особое внимание следует уделять, например, грудному и диафрагмальному отделу тела и  их проработке. Следующим этапом будет опыт интеграции телесных сегментов, начиная с головы и заканчивая ступнями ног. По мнению В. Ю. Баскакова, Е. А. Леоненко, Г.В. Тимошенко, Т. Ю. Калошиной и т. д. мы будем развивать у субъекта способности к интеграции «базовых умений» от самоконтроля, который обнаруживает свое присутствие в области головы  до проблематики опор символом которых, как известно, являются бедра, колени и ступни. Мы согласны с тем, что основным инструментом работы психотерапевта является его личность, душа, если угодно [3], и мы в праве обозначить то, что специалист, работающий в области практической психологии, обнаруживает высокую степень проработанности собственных личностных проблем, интегративности опыта эмоциональной, интеллектуальной, телесно – двигательной жизнедеятельности. В то время как сам клиент может демонстрировать большую степень дискордантности и дезинтеграции психического и телесного опыта.

Интеграция  опыта  личности предполагает, прежде всего,  интеграцию ее телесного и психического, так называемый, психокатализ [4], биосинтез. По мнению В. Березкиной – Орловой и Г. Ченцовой термин «биосинтез» означает – «интеграция жизни».

Речь идет об интеграции трех жизненных энергетических потоков,  интегративное существование которых существенно для соматического и психического здоровья и которые слипаются у невротиков[5].

По мнению  А. Лоуэна, сознание всегда двойственно: умственное и телесное, мысли и чувства. Вероятно, это дает нам основания определять типы личности, которые обуславливаются функционированием различных центров человека, таких как интеллектуальный или эмоциональный, двигательный, половой и т. д. (В. Райх, А. Лоуэн, Е. Шубина, Г. Гурджиев). 

На уровне конкретных разработок, по мнению некоторых авторов [1], мы встречаем разновидности психологов теоретиков и практиков. Вероятно, присутствие и развитие у них различных личностных и профессиональных качеств. Это обстоятельство предполагает и разную включенность  телесных зон, центров, паттернов поведения специалистов. В настоящий момент, некоторые авторы гипотетически склоняются к тому, чтобы разделять психологов работающих в режиме психотерапевтического консультирования. Можно выделить психологов диагностов, с проработанным грудным сегментом высокой чувствительностью и эмпатией и психологов эффективно конфронтирующих, влияющих, направляющих процесс психотерапевтического консультирования с проработанным диафрагмальным центром. (В. А. Ананьев, 2006, Е. А. Кобзев, 2007). Вместе с тем, мы согласны с тем положением А. Лоуэна о том, что единство существует и существует только на уровне подсознательного или в телесных процессах (что особенно часто отождествляется). Совершенно справедливым, на наш взгляд, будет являться положение о том, что тело – это кратчайший путь к бессознательному. «Единое сознание» по А. Лоуэну – это экстатическое переживание, когда сознание повышено и расширено, две стрелы на диалектической диаграмме подходят близко друг к другу. Таким образом, влияя на тело, открывая чувства, расширяя сознание, мы, активизируем бессознательное и, повышая энергетический заряд или возбуждение, тем самым повышаем и актуализируем рассудочное сознание Вероятно, мы даже можем здесь говорить и о достаточном развитии и функционировании, как левого, так и правого полушария в равной степени. Используя опыт работы с телом, иными словами, влияя на бессознательные процессы через тело, мы можем говорить о гармоничном развитии, интеграции психического и телесного материала, будь то ребенка, студента, будущего психолога или уже работающего специалиста.

В своей работе о способах и методах влияния телесно-ориетированной психотерапии на развитие и формирование профессионально значимых качеств у студентов психологов мы будем использовать, по большей части, концептуальные положения телесной психотерапии А. Лоуэна. В практике используются напряженные позы для энергитизации частей тела, которые были заблокированы. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден, в конце концов, расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Профилактика эмоционального выгорания, эмоциональной устойчивости, повышенного нейротизма – это неизбывная проблематика психологов, занимающихся практической деятельностью. Более того, по мнению Т. Н. Верняевой, 2002, наиболее выраженной способностью к сопереживанию,  была выявлена у студентов – психологов, имеющих высокие баллы по шкале нейротизма. Таким образом, психолог с некоторой долей эмоциональной неустойчивости, обладая в большей степени качествами «понимающего человека», не имеет эмоциональной стабильности, а это в некоторой степени не отвечает профессиональным требованиям, которые к нему предъявляются.

Для актуализации необходимого эмоционального состояния сопереживания, сострадания у психолога, постепенного его развития, мы планируем использовать некоторый комплекс упражнений в системе тренинговых занятий. Эти позиции или упражнения включают наклоны  до прикосновения к полу, «Арка», «Биоэнергетический табурет» и т. д. Биоэнергетический анализ подчеркивает необходимость «заземления» или  укоренения в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. В данном случае работа будет направлена на активизацию грудного и диафрагмального отделов тела, высвобождение и интеграцию эмоциональных переживаний и состояний. Когда мы говорим о том, что сердечный сегмент способствует удержанию эмоции сердечности, страсти, а также эмоций доброты, сострадания, «сердечного понимания», т. е. эмпатии, мы   можем браться за раскрепощение мышечного зажима в этой области. По мнению некоторых психологов (А. Лоуэн, 2000, Е.Э. Газаровой, 2002 и т. д.), диафрагмальный отдел тела является, как бы рубежом, отделяющим сознание и бессознательное. Работая с этим отделом тела, мы ослабляем «ожесточенность» сознания и бессознательного» в конце концов, помогаем лучше интегрировать бессознательный материал в сознание, вероятно, улучшаем работу интуиции «телесного интеллекта» (В.А. Ананьев) телесной мудрости, «психологического такта» (К. Д. Ушинский). Не случайно А. Лоуэн работу с клиентом начинал с проработки и интеграции эмоциональных проблем в области диафрагмы (Т. Ю. Калошина, 2004). Помимо этого, налаживая контакт с собственным бессознательным, клиент учится управлять и влиять как на собственное психоэмоциональное состояние, так и на состояние  других лиц. Ситуация улучшения собственной чувствительности, эмпатии, а также способности к воздействию на других может являться целью работы с телом. Способствуя наиболее полному эмоциональному развитию будущего психолога, мы будем его учить выдерживать эту жизненность, ассимилировать ее и давать энергетическому заряду проходить через тело и заземлять его. Это, на наш взгляд, будет способствовать разрешению противоречия между развернутой эмоциональной спонтанностью психолога и его эмоциональной стабильностью, формированию уравновешенности и развитию способности будущего психолога к воздействию «деланию» в процессе работы с клиентом.    

Таким образом, с помощью упражнений телесно-ориетированной психотерапии планируется развитие у студентов-психологов состояния эмоциональной стабильности, нервно-психической устойчивости, эмпатии, предупреждение синдрома эмоционального сгорания.

 

Литература
  1. Аминова Н.А., Молоканова М.В. «О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов» Психол. Журнал, т. 13 № 5.  1992 г
  2. Дубровина И.В. Я работаю психологом. М., 2000.
  3. Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство. М.: Психотерапия, 2006.
  4. Ермошин А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М., 1999.
  5. Хрестоматия по телесно–ориентированной психотерапии и психотехнике. Свободное тело /ред. сост. Баскаков В. Ю. М., 2004.

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS