Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте

В последние десятилетия интенсивно развивается новая отрасль клинической психологии – психология телесности, основы которой были сформулированы благодаря мультидисциплинарному подходу, что позволило выйти за рамки медицинского подхода и включить проблему психосоматических связей в общепсихологический контекст. Новая парадигма в области психосоматики позволяет по-новому решать проблемы коррекции психосоматического развития личности, профилактики соответствующих расстройств [1].

Один из методологических принципов анализа в психологии телесности формулирует следующее: кроме двух традиционных аспектов развития ребенка – физического и психического – выделяется еще один аспект психосоматическое развитие, которое рассматривается как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов [2]. Эмпирически принцип «психосоматического развития» может быть реализован в двух сопряженных конкретно-научных действиях: выделении феноменов отражающих психосоматическое развитие, и в выявлении закономерностей самого процесса развития [3]. Важной исследовательской задачей становится вычленение психосоматических феноменов нормы. «Классификация и описание симптомов в том или ином виде уже созданы, а феноменология нормального онтогенеза всё ещё ждёт своего описания» [2].

Теоретико-методологические основы психологии телесности позволяют по-новому подойти к анализу не только психосоматических расстройств, но и патологии, связанной с нарушением восприятия телесного облика (дисморфофобия, дисморфомания, анорексия). С другой стороны, опираясь на анализ структуры данных симптомов можно пытаться выделить нормальные феномены психосоматического развития через механизм симптомообразования данной патологии; анализ закономерностей отражения телесной сферы в норме важен для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических и психопатологических заболеваний.

В систему психологической науки оказался вписанным психологический феномен внешности (телесный облик) в структуре образа «Я», который рассматривается как телесный феномен. Патология, касающаяся оценки своей внешности преимущественно характерна для подросткового возраста.

Физический кризис – бурный рост и перестройка организма – обостряет повышенный интерес к своей внешности. Подростки начинают болезненно относится к представлению о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица и т.д.  Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости (Драгунова Т.В., 1972). Переживания в связи с представлениями о собственном теле объясняются и тем, что существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах подростков (У. Мастерc, В. Джонсон, Р. Колодни., 1998)

Интерес к рассматриваемой проблеме усилился и в связи с таким до конца еще не изученным феноменом, как акселерация физического развития. Так, значительно чаще возникают идеи физического недостатка у подростков-акселератов женского пола с ускоренным половым созреванием (Лебединская К.С., Ротинян Н. С., Немировская С. В., 1970), напротив, у подростков мужского пола, благоприятным фоном для возникновения дисморфофобии или дисморфомании часто является ретардация с задержанным или недостаточным сексуальным развитием (Личко А. Е., 1979).

Подростковый возраст является важным в описании психосоматического развития, так как это возраст кризиса психологического, физического и можно предполагать психосоматического. Так, в исследовании Ариной Г.А., Черкасенко Н.А. (2005) показано, что факторы эмоциональной природы являются важным звеном в системе регуляции телесного опыта и физического самочувствия у подростков.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания. Важным компонентом самосознания человека являются его представления о собственном теле, образ его физического «Я»; отражение телесной сферы входит в структуру самосознания. С формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания (Берне Р., 1986, Колоскова М. В., 1993.). Ребенок начинает воспринимать себя отделенным от внешнего мира именно на основе телесных ощущений, в отрочестве представления о своем теле оказывают существенное влияние на становление самосознания (Николаева В.В.). «Образ физического «Я» развивается как психические отражение психосоматической функциональной системы организма. С одной стороны, ребёнок воспринимает тело как видимую часть самого себя, которая имеет общие черты с телами других людей и отличия. Так, всеобщим свойством тела выступает набор его элементов, а единичным и особенным становится их качественная характеристика» [4]. «С другой стороны, ребёнок осваивает своё тело как средство предметно-манипулятивной деятельности и как эталон пространственного различия. Психосоматическая функциональная система организма при этом приобретает характер знаково-символической системы» [4].

Николаева В.В., Арина А.Г. отмечают, что «восприятие собственного тела и система представлений о нём зависят от возраста, уровня вербального интеллекта, пола ребёнка и опыта болезни. Восприятие своего тела детьми опирается, главным образом на аффективный компонент, а с возрастом повышается значение когнитивной составляющей телесного и болевого опыта, происходит расширение категориальной структуры телесного опыта и постепенное субъективное разделение эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений. Постепенно формируется категория целостного тела, что способствует преодолению субъективной изолированности, фрагментарности телесных феноменов» [2].

В исследованиях Мотовилина О.Г. (2001) показано, что представления о собственном теле отличаются у детей, в зависимости от социальной ситуации развития (дети, воспитывающиеся в условиях семьи и интерната). Необходимо отметить, что в подростковом возрасте «образ телесного «Я» характеризуется хрупкостью, нестабильностью; он легко изменяется под воздействием мотивационных конфликтов и аффективных состояний, «проницаем» для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи» [5].

Исследования Бесковой Д.А., Тхостова А.Ш. (2007) показывают важность исследования образа тела, образа «Я», границы образа тела не как плоскостных структур, линии, разделяющей объект и субъект, а с позиций выделения внешней и внутренней границ тела. Данные исследования позволяют говорить о возможности изучения внутренней и внешней границы образа тела, образа «Я» подростков. Внешняя граница – поверхность тела, внутренняя граница – субъективное ощущение человеком того, «где он заканчивается», или можно предполагать, субъективные переживания подростка относительно того, как он выглядит.

 

Литература
  1. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. №2, С3-8
  2. Николаева В.В., Арина А.Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, №1, С 119-126.
  3. Арина Г.А, Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С.222-235.
  4. Коновалов В.Ю. Психосоматический аспект детского развития, его закономерности и этапы.// Практическая психология и логопедия, 2005, №5-6, С 4-9.
  5. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического я: некоторые результаты и размышления.//Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В.В.Николаевой, П.Д. Тищенко. М., 1993г.

 
Шум в голове. Причины возникновения шума в голове. видео 30 декабря 2019

Шум в голове. Причины возникновения шума в голове.

Что такое синдром хронической усталости и как он проявляется? видео 26 декабря 2019

Что такое синдром хронической усталости и как он проявляется?

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна. видео 27 ноября 2019

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна.

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением. видео 19 ноября 2019

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением.

Все медиа-обзоры  |  RSS

28–29
февраля
Будапешт
2-й Европейский конгресс Аутизм 2020