Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Онтогенез телесности: особенности восприятия тела в подростковом возрасте

В последние десятилетия интенсивно развивается новая отрасль клинической психологии – психология телесности, основы которой были сформулированы благодаря мультидисциплинарному подходу, что позволило выйти за рамки медицинского подхода и включить проблему психосоматических связей в общепсихологический контекст. Новая парадигма в области психосоматики позволяет по-новому решать проблемы коррекции психосоматического развития личности, профилактики соответствующих расстройств [1].

Один из методологических принципов анализа в психологии телесности формулирует следующее: кроме двух традиционных аспектов развития ребенка – физического и психического – выделяется еще один аспект психосоматическое развитие, которое рассматривается как процесс закономерного становления механизмов психологической регуляции телесных функций, действий и феноменов [2]. Эмпирически принцип «психосоматического развития» может быть реализован в двух сопряженных конкретно-научных действиях: выделении феноменов отражающих психосоматическое развитие, и в выявлении закономерностей самого процесса развития [3]. Важной исследовательской задачей становится вычленение психосоматических феноменов нормы. «Классификация и описание симптомов в том или ином виде уже созданы, а феноменология нормального онтогенеза всё ещё ждёт своего описания» [2].

Теоретико-методологические основы психологии телесности позволяют по-новому подойти к анализу не только психосоматических расстройств, но и патологии, связанной с нарушением восприятия телесного облика (дисморфофобия, дисморфомания, анорексия). С другой стороны, опираясь на анализ структуры данных симптомов можно пытаться выделить нормальные феномены психосоматического развития через механизм симптомообразования данной патологии; анализ закономерностей отражения телесной сферы в норме важен для изучения механизмов нарушения онтогенеза телесности и последующего возникновения психосоматических и психопатологических заболеваний.

В систему психологической науки оказался вписанным психологический феномен внешности (телесный облик) в структуре образа «Я», который рассматривается как телесный феномен. Патология, касающаяся оценки своей внешности преимущественно характерна для подросткового возраста.

Физический кризис – бурный рост и перестройка организма – обостряет повышенный интерес к своей внешности. Подростки начинают болезненно относится к представлению о норме в отношении роста тела, его размера, веса, пропорций, прически, лица и т.д.  Из-за гипертрофированной значимости внешности подростком остро переживаются все изъяны, действительные и мнимые, поэтому наблюдается значительное снижение самооценки и чувства собственной значимости (Драгунова Т.В., 1972). Переживания в связи с представлениями о собственном теле объясняются и тем, что существует прямая связь между физической привлекательностью и социальным статусом в сообществах подростков (У. Мастерc, В. Джонсон, Р. Колодни., 1998)

Интерес к рассматриваемой проблеме усилился и в связи с таким до конца еще не изученным феноменом, как акселерация физического развития. Так, значительно чаще возникают идеи физического недостатка у подростков-акселератов женского пола с ускоренным половым созреванием (Лебединская К.С., Ротинян Н. С., Немировская С. В., 1970), напротив, у подростков мужского пола, благоприятным фоном для возникновения дисморфофобии или дисморфомании часто является ретардация с задержанным или недостаточным сексуальным развитием (Личко А. Е., 1979).

Подростковый возраст является важным в описании психосоматического развития, так как это возраст кризиса психологического, физического и можно предполагать психосоматического. Так, в исследовании Ариной Г.А., Черкасенко Н.А. (2005) показано, что факторы эмоциональной природы являются важным звеном в системе регуляции телесного опыта и физического самочувствия у подростков.

Наиболее важным отличительным признаком подросткового возраста являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания. Важным компонентом самосознания человека являются его представления о собственном теле, образ его физического «Я»; отражение телесной сферы входит в структуру самосознания. С формирования чувства собственного тела начинается развитие всего самосознания (Берне Р., 1986, Колоскова М. В., 1993.). Ребенок начинает воспринимать себя отделенным от внешнего мира именно на основе телесных ощущений, в отрочестве представления о своем теле оказывают существенное влияние на становление самосознания (Николаева В.В.). «Образ физического «Я» развивается как психические отражение психосоматической функциональной системы организма. С одной стороны, ребёнок воспринимает тело как видимую часть самого себя, которая имеет общие черты с телами других людей и отличия. Так, всеобщим свойством тела выступает набор его элементов, а единичным и особенным становится их качественная характеристика» [4]. «С другой стороны, ребёнок осваивает своё тело как средство предметно-манипулятивной деятельности и как эталон пространственного различия. Психосоматическая функциональная система организма при этом приобретает характер знаково-символической системы» [4].

Николаева В.В., Арина А.Г. отмечают, что «восприятие собственного тела и система представлений о нём зависят от возраста, уровня вербального интеллекта, пола ребёнка и опыта болезни. Восприятие своего тела детьми опирается, главным образом на аффективный компонент, а с возрастом повышается значение когнитивной составляющей телесного и болевого опыта, происходит расширение категориальной структуры телесного опыта и постепенное субъективное разделение эмоциональных и соматических феноменов на вербальном уровне представлений. Постепенно формируется категория целостного тела, что способствует преодолению субъективной изолированности, фрагментарности телесных феноменов» [2].

В исследованиях Мотовилина О.Г. (2001) показано, что представления о собственном теле отличаются у детей, в зависимости от социальной ситуации развития (дети, воспитывающиеся в условиях семьи и интерната). Необходимо отметить, что в подростковом возрасте «образ телесного «Я» характеризуется хрупкостью, нестабильностью; он легко изменяется под воздействием мотивационных конфликтов и аффективных состояний, «проницаем» для внешней оценки и переживаний успеха-неудачи» [5].

Исследования Бесковой Д.А., Тхостова А.Ш. (2007) показывают важность исследования образа тела, образа «Я», границы образа тела не как плоскостных структур, линии, разделяющей объект и субъект, а с позиций выделения внешней и внутренней границ тела. Данные исследования позволяют говорить о возможности изучения внутренней и внешней границы образа тела, образа «Я» подростков. Внешняя граница – поверхность тела, внутренняя граница – субъективное ощущение человеком того, «где он заканчивается», или можно предполагать, субъективные переживания подростка относительно того, как он выглядит.

 

Литература
  1. Поляков Ю.Ф. Клиническая психология: состояние и проблемы//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. №2, С3-8
  2. Николаева В.В., Арина А.Г. Клинико-психологические проблемы психологии телесности.// Психологический журнал, 2003, том 24, №1, С 119-126.
  3. Арина Г.А, Николаева В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2007. С.222-235.
  4. Коновалов В.Ю. Психосоматический аспект детского развития, его закономерности и этапы.// Практическая психология и логопедия, 2005, №5-6, С 4-9.
  5. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследование образа физического я: некоторые результаты и размышления.//Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В.В.Николаевой, П.Д. Тищенко. М., 1993г.

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017