Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Динамика психических состояний и самооценки подростков в процессе коррекции проблемной внешности

Психология состояний как важная отрасль современной психологической науки недостаточно изучена как у нас в стране, так и за рубежом.  Актуальность проблемы определяется не только недостаточной разработанностью теоретических и прикладных аспектов психологии состояний, большой их значимостью, но и новыми требованиями социальной среды к саморегуляции личности. Теоретические и прикладные проблемы функциональных состояний рассматриваются чаще всего в психофизиологии, психологии труда, эргономике. Однако в общей психологии они рассматриваются значительно реже. Этого нельзя сказать об эмоциональных состояниях. В психологической литературе есть раздел «Эмоции и чувства», но нет разделов психические и функциональные состояния, не говоря о психологии состояний, которая должна быть наравне с психологией личности, деятельности, общения и др.

Психические состояния, являясь отражением всей психики в целом и доминирующего в данный отрезок времени определенного компонента психики, выполняют роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности. Следует назвать имена Н.Д. Левитова, А.О. Прохорова, Ю.Е. Сосновиковой, Л.В. Куликова, В.А. Ганзена, Е.П.Ильина и многих других отечественных исследователей, внесших существенный вклад в решение проблем описания, диагностики и регуляции состояния.

Одним из малоизученных вопросов является проблема изучения психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на определенном возрастном этапе. Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике подростка и юноши, свидетельствуют о широких возможностях их развития на данном возрастном этапе.

В нашем исследовании принимали участие подростки и люди зрелого возраста, имеющие проблемную внешность и обратившиеся в косметологический кабинет за помощью. В психологическом плане нам было интересно исследовать не только динамику их психических состояний в процессе коррекции проблемной внешности, но и их самооценку.

Самооценка – наиболее существенная сторона личности. Она определяет притязания личности, ее жизненные идеалы, направленность, взаимоотношения между людьми, эффективность деятельности. Поэтому достаточно интересной представляется возможность проследить, какую роль самооценка играет в становлении личности в наши дни. Самооценка и критичность к результатам деятельности у подростков и юношей с низкой самооценкой личности достаточно затруднены. Но можно изменить его настроение.

Хорошее настроение оказывает мощное воздействие на поведенческие процессы и мышление. В хорошем настроении проявляется больше позитивных действий, как в своем собственном поведении, так и в поведении других. Это может повысить или понизить самооценку, изменить его образ себя, повлиять на психические состояния.

Для этого необходимо знать не только принципы развития самооценки личности и психического состояния, но и изменения ее в подростковом и юношеском возрасте в процессе коррекции проблемной внешности.  

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования результатов в работе психологической службы, при косметических клиниках, в работе школьных психологов, для лечения дисморфофобии и других неврозов.

Цель работы: изучить особенности изменения психических состояний и самооценки личности (в периоды – подростковом, юношеском и ранней взрослости), в процессе коррекции проблемной внешности.

Для достижения поставленной цели нами были решены следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ литературы по проблемам психического состояния, самооценки личности;
  2. Определить тенденции изменения психического состояния и самооценки личности в подростковом, юношеском периодах и взрослом периоде, в процессе коррекции проблемной внешности;
  3. Провести анализ полученных данных и интерпретацию результатов.

Предмет исследования: особенности изменения психического состояния и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности.

Рабочая гипотеза: в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте.

Методы и методики исследования. Для изучения самооценки личности была применена процедура ранжирования. Данная методика является модификацией методики С.А.Будасси, который предлагал использовать не 20, а 50 слов – черт личности. Существует несколько модификаций данной методики (Марищук В.Л., Реан А.А., Сосновский Б.А.).

Психические состояния изучались с помощью «Рельефа психического состояния личности». Данная методика разработана профессором А.О.Прохоровым. Методика изучает основные стороны психического состояния: психические процессы, физиологические реакции, переживания и поведения. В основе методики находятся представления об иерархической организации психического состояния и его основных составляющих. Прикладное значение методики заключается в том, что каждое состояние, переживаемое субъектом, может быть оценено со стороны его компонентов, их интенсивности проявлений и изменений.

Процедура исследования. В исследовании принимали участие клиенты косметического кабинета. Общий объем выборки составил 105 человек.

 Для нас важным было то, что эти испытуемые считают свою внешность проблемной и поэтому посещают косметический кабинет.

Испытуемые были разделены на три группы:

  • Подростки 13-15 лет
  • Юноши 16-19 лет
  • Взрослые 20-35 лет

Исследование проводилось двукратно, до начала лечения проблемной кожи и через 1 месяц после начала лечения.

 Во время первого исследования испытуемым предлагалось оценить свое психическое состояние и самооценку на первичном приеме у косметолога, до начала лечения проблемной внешности.

Вторым шагом исследования является проведение лечения проблемной внешности (угревой сыпи, например) в условиях косметического кабинета. После проведения коррекции проблемной внешности мы провели повторно диагностику испытуемых на выявление психического состояния и самооценки личности, также попросили оценить свою внешность.

Третьим шагом исследования является статистическая обработка полученных результатов. Здесь, мы сравниваем результаты диагностики испытуемых до и после проведения коррекции проблемной внешности, используя методы математической статистики.

Выводы. Гипотеза, выдвинутая вначале работы, что в процессе коррекции проблемной внешности динамика психических состояний и самооценки личности наиболее выражена в подростковом возрасте, подтвердилась полностью.

В ходе исследования нами были получены следующие выводы:

1. Проведя теоретический анализ, мы выявили, что проблема психических состояний недостаточно изучена, положительные эмоциональные и интеллектуальные состояния у подростков часто не носят сознательного характера и вызываются внешними причинами, какой-либо ситуацией. Психические состояния, порождаемые различными видами общения и деятельности у подростков, сами сильно влияют на их поведение. Трудовая деятельность взрослого в целом снимает и выравнивает напряженность и колебания в психических состояниях, наблюдаемые у подростков и в юношеском возрасте. 

2. В процессе коррекции проблемной внешности в подростковой группе изменились показатели самооценки, она повышается, становится более адекватной. В психических  состояниях наблюдается динамика по всем показателям: обострение чувствительности к внешним воздействиям, улучшение способности к сосредоточению, можно отметить выраженную динамику в переживаниях, подростки стали  более веселыми, оптимистичными, бодрыми, поведение стало более открытым, адекватным,  уверенным.

3. В юношеской  группе, в процессе коррекции проблемной внешности, изменились показатели самооценки, она также повышается, становится более адекватной. В психических состояниях также наблюдаются изменения, но только по шкалам «переживание» и «поведение». Юноши и девушки стали более оптимистичные, активные, бодрые, в поведении наблюдается раскованность, последовательность, адекватность и открытость.

4. При рассмотрении рельефа психических состояний и показателей самооценки, в группе взрослых испытуемых,  при первом и втором исследовании динамики не обнаружено. У них на психические состояния и самооценку проблемная внешность не оказывает сильного влияния, т.к. скорее всего, семья и трудовая деятельность снимает и выравнивает напряженность и колебания психических состояний и самооценки, наблюдаемые в подростковом и в юношеском возрасте.

5. Взаимосвязь психических состояний и самооценки личности с проблемной внешностью, отслеженная в подростковой группе, показывает наличие  положительной значимой корреляционной связи показателей  самооценки с психическими состояниями. До лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «особенности представления», «речь», «внимание», «температурные ощущения», «состояние слизистой оболочки рта», «грустность – оптимистичность», «пассивность – активность», «напряженность – раскрепощенность», «импульсивность – размеренность» и «закрытость – открытость». 

После лечения с показателями «четкость, осознанность восприятия», «внимание», «состояние слизистой оболочки рта» и «расслабленность – напряженность» так же была обнаружена положительная корреляционная связь. Самооценка наиболее тесно взаимосвязана с одним из 4 – х параметров психических состояний: психические процессы. По остальным показателям связь незначительная.

Таким образом, можно заключить, что динамика психических состояний и самооценки личности в процессе коррекции проблемной внешности наиболее выражена в подростковом возрасте.

 


 
Медиа: обзоры
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф. видео 8 июля 2020

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф.

Все медиа-обзоры  |  RSS