Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Образ Я как оценка собственной внешности

Человек в ранней юности формирует представление о себе, определяет отношение к своему Я – физическому, социальному и т.д. (Р.Бернс, Э.Эриксон). И в первую очередь юношами и девушками определяется степень собственной привлекательности для других, а затем уже определяются умственные и прочие индивидуальные особенности. Как в русской пословице: «По одежке встречают – по уму провожают». Внешний вид тела, и предъявляемый обществу имидж являются одними из акцентированных реальностей для современной молодежи.

Отношение к физическому Я как новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе – в виде ролевого смешения. Задача, с которой встречаются молодые люди, состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность, которая представляет осознание как прошлого, так и будущего, логически следующее из него. Э. Эриксон подчеркивает психосоциальную сущность эго-идентичности, обращая пристальное внимание не на конфликты между психологическими структурами, а скорее на конфликт внутри самого эго, т.е. на конфликт идентичности и ролевого смешения. В его теории основной упор делается на «эго» и на влияние общества, в особенности группы сверстников. В жизни молодые люди часто создают себе кумиров и идолов, у которых заимствуют в основном стиль поведения и имидж.

К. Роджерс определял «Я» как дифференцированную часть феноменального поля, или поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей Я. Я-концепция или образ Я означает представления человека о том, что он собой представляет, отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Образ Я связан с ориентацией в пространстве и времени, схемой движения, кинестетическими ощущениями и визуальным восприятием, также в него входят психические исторические аспекты - наш прошлый опыт, оценка своей внешности.

К. Роджерс утверждал, что для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая универсальна, развивается как осознание возникновения «себя». Позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворением при неодобрении себя. Как будто структура Я стала для самой себя «значимым социальным другим». Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках [1].

Велико значение взаимодействия развивающейся личности с другими людьми. Самосознание и ценностная ориентация личности зеркально отражают реакции на неё окружающих людей. Б.Ф. Зейгарник писала, что «подобно тому, как мы видим в зеркале свои лицо, фигуру, одежду, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражаются наша внешность, манеры, цели, поступки, характер, друзья… – и это определенным образом действует на нас». Так в процессе социализации у человека формируется его «Я-концепция»[2].

У современных девушек наблюдается тенденция к недооценке своей внешности. Поэтому мы считаем актуальной проблему восприятия своего тела как внешнего облика в юношеской среде, особенно среди девушек.

С целью изучения особенностей восприятия внешнего образа Я в сопоставлении с образами моделей среди студенток 1 и 3 курсов факультета психологии мы провели эмпирическое исследование, в основании которого лежало следующее предположение: для девушек 17-18 лет характерны оценочные характеристики относительно внешнего образа Я, ориентированные на соответствие модному стилю.

Исследование проводилось на факультете психологии ПГПУ им. В. Г. Белинского ( в 2005 и в 2007 г.г.). В исследовании приняло участие 55 девушек, из них: 17 студенток первого курса 2005 года, 22 студентки третьего курса в 2007 году и 16 студенток первого курса в 2007 году. Таким образом, нами были сформированы три группы испытуемых:

1 группа – девушки, обучавшиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2005 году;

2 группа  – эти же девушки, но уже в 2007 году;

3 группа – это девушки, обучающиеся на 1-ом курсе факультета психологии в 2007 году.

Испытуемым было предложено 5 фотографий моделей, которые необходимо было проранжировать по степени убывания привлекательности для респондентов, обосновывая свой выбор.

Затем было предложено заполнить следующую таблицу, оценив Я-реальное и Я-идеальное по нижеприведенным 10-ти показателям: стройная, высокая, длинные ноги, выразительные черты лица,  ухоженная кожа, ухоженные волосы, ухоженные руки, большая грудь, стильная одежда, подходящий макияж

Испытуемые должны были оценить свой видимый образ Я и представить идеальное видение внешнего образа девушки по десятибалльной шкале.

На вопрос «чем вас привлекает образ данной девушки (модели)?» давались самые разнообразные ответы. Самыми  распространёнными ответами в 2005 году были: «наличие привлекательного стиля» (41,1%) и «хороший внешний вид» (41,1%). На вопрос «чем вас отталкивает образ данной девушки?» ответы были приблизительно одинаковые: «отсутствие стиля» (43,7%), «слишком худая» (18,7%).

Из приведенных выше данных видно, что для первой группы девушек два года назад было важно иметь привлекательный стиль, всегда хорошо выглядеть, о чем свидетельствуют ответы. А вот отсутствие стиля и чрезмерная худоба не приветствовались испытуемыми.

Вторая группа, отвечая вопрос: «чем вас привлекает образ данной девушки (модели)?», отвечали: «она стильно одета» (31%) и «у нее привлекательное лицо» (31%). На вопрос: «чем отталкивает вас образ данной девушки», давались следующие ответы: «у нее не видно лица» (53%) и «не привлекательная одежда, отсутствие стиля» (31,5%).

Сравнивая частоту встречаемости показателей первой и второй групп, мы не получили статистически значимых различий – один и тот же образ (модель №1). Однако другие образы моделей получили иное распределение. Для девушек спустя два года стало значимым не только «умение одеваться», но и наличие «красивой прически» и «ухоженного лица». В отличие от своих первоначальных ответов, когда студентки первого курса считали самым непривлекательным параметром «неумение одеваться», то спустя два года они поставили акцент на привлекательности и ухоженности лица, хотя и стиль продолжает занимать одно из первых мест в их выборе.

Студентки третьей группы на вопрос: «чем вас привлекает образ данной девушки (модели)?», отвечали: «красиво одета» (37%), «симпатичная» (26%). На вопрос «чем вас отталкивает образ данной девушки» давались следующие ответы: «непривлекательное лицо» (37,5%) и «не нравится стиль» (37,5%).

Статистический анализ показал сходство между выборами первой и третьей групп. Возможно, отсутствие различий связано со сравнимостью возраста респондентов, входящих в первую и третью группу. Следовательно, важным оказывается их собственная внешность, наличие модного стиля, умение произвести приятное первое впечатление. Таким образом, для девушек 17-18 лет основным является внешняя презентация физического образа, которая имеет оценку в дихотомической системе «привлекательность (соответствие модному стилю) – непривлекательность (несоответствие модному стилю)».

После интерпретации второй части задания, в которой испытуемые должны были оценить свое идеальное и реальное видение собственного образа, были получены следующие результаты (Рис. 1):

  • у девушек 1 и 3 групп еще не сформирована целостная картина своего образа, они достаточно критично относятся к своей внешности (разница между идеальным и реальным велика и составляет в среднем 5-6 баллов);
  • у девушек 2 группы наблюдается тенденция к формированию адекватной оценки своего образа (сдвиг между Я-идеальным и Я-реальным в среднем составляет 2-3 балла).

Согласование сдвига значений между идеальным и реальным образами Я показало наличие связи между 1 и 3 группы (r=0,9), что доказывает отсутствие различий между распределениями оценок собственной внешности. И более того, подтверждает гипотезу о том, что для девушек 17-18 лет характерны оценочные характеристики относительно внешнего образа Я, ориентированные на соответствие модному стилю. Поэтому и разница между оценками реального внешнего образа Я и идеального внешнего образа Я велика.

Рис.1. Распределение сдвига значений между показателями

Я-идеальное и Я-реальное

Таким образом, наша гипотеза о том, что существуют различия между восприятием себя студенток факультета психологии третьего и первого курсов,  подтвердилась. Девушки третьего курса менее критично оценивают свой образ, делая акцент на достоинствах. Как показало наше исследование, большинство студенток первого курса не адекватно оценивают свой образ за счет сопоставления себя с рекламируемыми модельными стандартами, и, соответственно, мы можем предположить, что существует негативное влияние рекламируемых образов моделей на аутоотношение современных девушек 17-18 лет.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.Самой привлекательной чертой современные девушки считают стильную одежду и внешний вид, т.к. эта категория занимает лидирующие место в оценках большинства девушек, как на сегодняшний момент, так и два года назад;

2. К непривлекательным чертам относят отсутствие стиля, непривлекательность лица;

3. Большинство девушек 17-18 лет критично относятся к своей внешности и считают свой образ далёким от идеального, так как разница между своими и идеальными параметрами составляет 4-7 балла. Но к 20 годам эти показатели изменяются и разница между Я-реальным и Я-идеальным не составляет больше 3-4 баллов;

4. Все испытуемые делали акцент  на стиле и умение одеваться.

 

Литература
  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб, 1999.
  2. Шепель В.М. Имиджелогия. М.: Народное образование, 2002.

 


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS