Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Особенности взаимосвязи самопрезентации и черт характера

В настоящее время возросла роль имиджа в профессиональной деятельности. Существует значительный перечень профессий, успешность которых зависит от сформированности привлекательного  имиджа, особенную значимость имидж имеет в системе профессий «человек-человек». Для того, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, необходимо овладеть новыми технологиями самоимиджирования. Это  длительная и сложная работа по созданию имиджа, соответствующего духу времени, целостный процесс совершенствования своего внутреннего мира и внешнего облика, требующий специальных знаний и умений. Самопрезентация выступает своеобразным механизмом имиджирования.

В наши дни профессиональный навык сам по себе еще не обеспечивает успешное осуществление коммерческих проектов и не создает достойную репутацию в деловых кругах. Для этого необходимо уметь расположить к себе аудиторию,  партнеров, заказчиков и клиентов, то есть создавать свой неповторимый деловой имидж. Другими словами, каждому специалисту необходим  свой деловой имидж, т.е. то представление, которое он в деловом мире создает о себе сам и которое выступает как внешнее отражение личности такого человека и показатель его деловых и чисто человеческих качеств. В ракурсе этого изучение самопрезентации в связи с чертами характера представляется актуальным и интересным.

Исследования самопрезентации касаются в основном изучения различных стратегий и техник самопрезентации. Многими исследователями подчеркивается, что личностные особенности и черты характера являются составляющими имиджа человека. А имидж, как известно, – результат самопрезентации. Сведений же, касающихся характера связи личностных характеристик и эффективности самопрезентации в литературе встречается крайне мало. В связи с этим наше исследование представляется актуальным для психологической науки и практики.

Теоретический обзор литературы позволил проанализировать представления исследователей об имидже.

Понятие имидж вошло в современную действительность сравнительно недавно. Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе встречается в работах Э. Гофмана, выдвинувшего концепцию «социальной драматургии». Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого, чтобы создать наиболее благоприятное впечатление о себе и достичь наибольшей выгоды от этого взаимодействия. Внимание к имиджу актуализировалось в последние годы в связи с обострившейся проблемой выбора, вставшей перед людьми. Имидж находится в ряду таких понятий, как рейтинг, репутация, известность, популярность, престиж, авторитет, и др. В рамках психологии, имиджелогии и других прикладных дисциплин преимущественное внимание уделяется проблемами социальной перцепции, аттракции, атрибуции, самомониторинга, самопрезентации, управления путем произведения впечатления для создания внешне привлекательного образа; разрабатываются соответствующие методы и инструментарий (позиционирование, вербализация, детализация, визуализация и т.д.).

Обобщая взгляды различных авторов, можно сказать что имидж – это эмоционально окрашенный публичный образ кого-либо, чего-либо, принимающий форму устойчивого социального стереотипа. С точки зрения психологии создание имиджа – это универсальный психологический процесс, осуществляемый каждым человеком, поскольку ему приходится входить в те или иные социальные группы, вступать в общение с другими людьми. Личный имидж – это средовое явление, в том смысле, что он выступает как людское признание, как оценочное отношение какой-то группы или слоя людей.

Применительно к личному имиджу говорят о нескольких его ведущих компонентах. В приведенной ниже схеме они располагаются в направлении от внешних и изменчивых проявлений к внутренним стабильным качествам:

  1. Внешний облик (физические данные, костюм, прическа, манера поведения и речи, жесты, взгляд, мимика, голос, запах);
  2. Имиджевая символика (имя, личные символы, атрибутика, социальные символы: профессия, деньги, статус);
  3. Социально-ролевые характеристики (репутация, амплуа, легенда, миссия);
  4. Индивидуально-личностные свойства (профессионально-важные качества; доминирующие индивидуальные характеристики, стиль общения, пропагандируемые идеи, базовые ценности);
  5. Глубинные характеристики имиджа (близость,  экспрессивность, сексуальность, доминатность, агрессивность, архетипичность, эталонность).

Имидж, обладающий всеми данными свойствами, обретает харизму.

Создание имиджа – длительный и сложный процесс, успешность которого зависит от условий и технологий формирования имиджа. При выстраивании технологии имиджирования следует придерживаться логики живого восприятия. Ее слагаемые таковы: первая позиция – привлечение внимания посредством преднамеренного задействования у людей таких анализаторов ощущения, как зрительный и слуховой; вторая позиция – вызов у людей положительных эмоций или какого-то направленного переживания (снятие состояния безразличия); третья позиция – фор­мирование доброжелательных впечатлений; четвертая позиция – актуализация интереса; пятая позиция – умелое использование таких методов воздействия, как психическое заражение и вну­шение. В этой связи интересны размышления Блеза Паскаля о соотносимости «способа убеждать» и «способа понравиться» и об эффективности последнего в людском общении. Обратим внимание на слово «понравиться». Оно емко обозначает тот факт, что в имиджировании психологический эффект имеет пре­имущественное значение. Он основывается на активиза­ции, говоря словами Л.С. Выготского, восприятия по законам сенсорного поля, а при включении речи – по
законам, организуемым системой внимания. Это позво­ляет носителю имиджа наиболее технологично исполь­зовать в общении не только механизм заражения, под­ражания, внушения, но и убеждения. Что особенно важ­но в политической, государственной, врачебной, педа­гогической и предпринимательской деятельности.

Личностным механизмом формирования имиджа выступает самопрезентация. По мнению многих авторов, самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определенное впечатление у окружающих, «умение подавать себя, привлекая к себе внимание, актуализируя интерес людей к каким-то видео- аудиокачествам» (М.Риес, Ж. Тедеши, В.М. Шепель). В литературе часто встречаются следующие синонимы самопрезентации: управление впечатлением, самоподача и самопредъявление.

Самопрезентация является своеобразным мостом, посредником между внутренним миром человека и внешним миром других людей; это средство представления внутренней сущности человека вовне. Она является поведенческим выражением образа «Я» и представляет собой способ регулирования взаимодействия субъекта с социальной средой. Как правило, самопрезентация направлена на создание социально одобряемого образа человека; практически любой человек заинтересован в том, чтобы оказывать на окружающих позитивное впечатление.

Самопрезентация относится к стремлению представить свой об­раз, как для аудитории (других людей), так и для самого себя. Чело­век учится управлять впечатлениями, которые производит; индивид вы­ражает себя, показывая в поведении определенный тип человека. В знакомых ситуациях это происходит без сознательных усилий, в незнакомых ситуациях человек, как правило, сознательно отслеживает то впечатление, которое производит. Для некоторых сознательная самопрезентация – образ жизни, включающий в себя непрерывный контроль поведения и реакций окружающих, коррекцию социальной деятельности. В связи с этим изучение особенностей самопрезентации особенно важно для людей публичных профессий: менеджеров, политиков, журналистов, учителей, психологов и др.

Мотивация самопрезентации заложена в стремлении человека приблизить реальную Я-концепцию к идеальной.

В литературе указано, что самопрезентация лучше получается у тех людей, которые имеют соответствующие способности: коммуникабельность, эмпатичность, рефлективность и самообладание. Мы задались целью выявить особенности связи между самопрезентацией и чертами характера при помощи эмпирического исследования.

В исследовании приняли участие 50 студентов Института экономики управления и права г. Казани в возрасте 20-22 лет.  Для изучения особенностей взаимосвязи самопрезентации и черт характера мы использовали 16-ти факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла, опросник Н.М. Пейсахова «Способность к самоуправлению», методику экспертной оценки эффективности самопрезентации Г.Г. Семеновой-Полях. Экспертная оценка заключалась в том, что студенты, во-первых, оценивали важность каждого показателя в целостной самопрезентации. Во-вторых, студенты оценивали своих одногруппников по всем предложенным показателям.

Методика экспертной оценки эффективности самопрезентации содержит следующие показатели: темп голоса, тональность голоса, внешний вид, запах, тактильное воздействие, способность аргументировать, способность убеждать, умение манипулировать, способность внушения, грамотное построение фраз, логическое мышление, эрудиция, обаяние, статус, умение организовать пространство. Для выяснения значимости составляющих самопрезентации в процессе социальной перцепции нами была проведена процедура ранжирования. После ранжирования и определения весового коэффициента мы определили наиболее и наименее значимые составляющие самопрезентации при социальной перцепции в данной выборке. Так, самыми значимыми, то есть обладающими наибольшим воздейственным потенциалом, являются такие компоненты самопрезентации, как: внешний вид, способность убеждать, способность аргументировать, грамотность построения фраз.

Менее значимыми составляющими были определены такие компоненты, как: темп голоса, запах, логическое мышление, эрудиция, обаяние. Наименьшее значение получил такой компонент самопрезентации, как умение организовать пространство. Таким образом, выявлено, что создание впечатления определяется, прежде всего, внешним видом и коммуникативными навыками, а не интеллектом и эрудицией.

Особенности невербального поведения, скорее всего, мало осознаются, поэтому получили невысокий рейтинг в списке значимости составляющих самопрезентации.

Для выяснения взаимосвязи особенностей самопрезентации и черт характера мы разделили всю выборку на две группы по 25 человек: первую группу составили студенты с высокими значениями показателей самопрезентации. Мы назвали эту группу условно «Эффективная самопрезентация». Вторую группу составили студенты с относительно низкими значениями показателей самопрезентации, ее мы назвали условно «Неэффективная самопрезентация». Таким образом, мы разделили всю выборку на две части по критерию эффективности самопрезентации.

Статистическое сравнение по t-критерию Стьюдента показало, что все составляющие самопрезентации в выделенных нами группах достоверно различаются.

Наибольшее различие наблюдается по следующим компонентам:

1. Умение манипулировать (t=9,89 при р=0,05) Следовательно, эффективность самопрезентации во многом определяется умением заставить других людей делать что-либо в своих интересах. Близкая к манипулированию способность к внушению, проявляющаяся в умении воздействовать не только на сознание, но и на бессознательное окружающих людей, также предопределяет успешность самопрезентации (t=9,65 при р=0,05).

2. Статус в группе (t=7,73 при р=0,05). Чем более высоким статусом в группе обладает студент, тем большее впечатление он производит на других, оказывает большее влияние.

3. Способность аргументировать (t=7,54, при р=0,05), способность убеждать (t=5 при р=0,05), эрудиция (t=7,31 при р=0,05), грамотность построения фраз (t=6,9 при р=0,05), логическое мышление (t=6,4 при р=0,05). Развитая речь (красноречие), ее содержательность, высокая осведомленность в различных областях, высокий интеллект, коммуникативная компетентность, умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать содействуют лучшему впечатлению о собеседнике при социальной перцепции.

4. Тональность голоса (t=7,4 при р=0,05), темп голоса (t=6,37, при р=0,05). Эффект воздействия и производимого впечатления словом во многом зависит от эмоциональной окрашенности голоса (его тональности). Силой голоса (не смыслом, а звучанием) можно передать слушателям свое отношение к предмету общения, заразить их своими переживаниями или помочь точнее и ярче воспринять смысл сказанного. Также смысловое восприятие речи зависит во многом от темпа ее произнесения. Темп голоса – это скорость произнесения звуков, слогов, слов в единицу времени. Если говорить быстро – слушатели не поймут, о чем идет речь, не смогут осознать и запомнить поступающую информацию, темп вызывает скуку и раздражение, так как он не поспевает за ее восприятием слушателями.. При медленном  темпе затруднено вычленение главного и второстепенного, что приводит к потери нити рассуждения.

5. Умение организовать пространство (t=6,89 при р=0,05). Выбор адекватной социальной дистанции и корректное расположение по отношению к собеседнику, без всякого сомнения, оказывает большое  впечатление на окружающих.

6. Обаяние и непосредственность – (t=6,31 при р=0,05) также являются важными показателями имиджа. Нередко именно обаяние играет решающую роль в производимом впечатлении и во многом определяет успешность самопрезентации.

7. Внешний вид (t=5,08 при р=0,05), тактильное воздействие (t=4,04 при р=0,05), запах (t=3,09 при р=0,05) также влияют на производимое впечатление, но в меньшей степени, чем вышеперечисленные компоненты самопрезентации. Вероятно, это связано с тем, что данные компоненты менее осознаваемы.

Качественный анализ показал, что представители группы «Эффективная самопрезентация» в сравнении с испытуемыми группы «Неэффективная самопрезентация» являются более активными, эмоционально выразительными, экспрессивными, естественными и непринужденными (фактор А «доброта», фактор F «экспрессивность»), утонченными, изысканными, стремящимися к покровительству (фактор I «мягкость»), восприимчивыми и ранимыми, несколько тревожными и неуверенными (фактор O «неуверенность»), ответственными, настойчивыми, с деловой направленностью (фактор G «ответственность»), независимыми и самодостаточными (Q2 «самодостаточность»), обладают более высоким интеллектом (фактор B «интеллект»). Однако, эти различия статистически не значимы. Следовательно, эффективность самопрезентации в целом, не зависит от выраженности каких-то специфических черт характера, а определяется знаниями, умениями, навыками и способностями адекватно использовать средства психологического воздействия.

С помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона мы выявили взаимосвязи между показателями самопрезентации и чертами характера отдельно в группах с эффективной и неэффективной самопрезентацией и обнаружили большое количество взаимосвязей в обеих группах.

Так, в группе эффективная самопрезентация всего было обнаружено 25 взаимосвязей. С компонентами самопрезентации оказались связаны такие черты характера, как: практичность, радикализм, самоконтроль, экспрессивность, интеллект.   Системообразующими факторами выступили такие черты характера, как:  эмоциональная устойчивость, способность к самоуправлению, самодостаточность.

В группе с неэффективной самопрезентацией всего было выявлено 44 взаимосвязи между показателями черт характера и компонентами самопрезентации. Составляющие самопрезентации оказались связанными с такими характеристиками, как: доброта, самодостаточность, ответственность, эмоциональная устойчивость, смелость, радикализм, способность к самоуправлению, прогнозирование, планирование, коррекция, анализ противоречий. Системообразующими факторами выступили – доминантность, экспрессивность, самоконтроль, неуверенность.

Таким образом, мы констатируем наличие большого количества взаимосвязей между компонентами самопрезентации и показателями черт характера. Можно сказать, что доброжелательность, коммуникативная компетентность, доминантность, волевые качества (настойчивость, выдержка, смелость, ответственность), экспрессивность, некоторая ранимость определяют стремление использовать специальные средства для самопрезентации. Эти данные подтверждают ранее полученные результаты других исследователей (О.С. Виханский,  Е.В Змановская, Е.Б. Перелыгин, А.Ш. Санатулова, В.М. Шепель).

Выраженная самодостаточность и радикализм не предполагают специального управления впечатлением. Человек самодостаточный и скептический не нуждается в создании особого впечатления о себе, в получении одобрения окружающих.

В соответствии с полученными результатами, в качестве рекомендации можно предложить психологам, руководителям, менеджерам по персоналу помнить о том, что человек, производящий достаточно сильное внешнее впечатление, скорее всего, обладает такими чертами характера, как: коммуникативная компетентность, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, смелость, впечатлительность, способность к самоуправлению. Человек, не оставивший яркого впечатления о себе после первоначального знакомства, вероятно обладает самодостаточностью, критичностью и определенной долей скептицизма. Следовательно, эти особенности нужно учитывать при психодиагностическом наблюдении.

 


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017