Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Влияние танцевальной терапии на психомоторику больных шизофренией в процессе реабилитации

Теория и практика реабилитации больных шизофренией в России была разработана коллективом психиатров и психологов в НИИПНИ им. В.М. Бехтерева  в 70-х годах прошлого века и  внедрена в психиатрические учреждения страны.   Создателем теории  и  основателем направления реабилитации  (восстановление личностного и социального статуса психически больных -  личностный подход в психотерапии) являлся директор института проф. М.М.Кабанов [1].  Большую роль в развитии личностного подхода, реализуемого  психотерапевтическими методами, сыграл главный психотерапевт России проф. Б.Д. Карвасарский [2]. Исследования процесса реабилитации и  групповых (когнитивно-поведенческих) методов психотерапии больных шизофренией, а также научной оценки  их эффективности проводились под руководством профессоров Воловика В.М. и  Вида В.Д. [3].     

Адаптированный применительно к условиям нашей страны  проф. Эйдемиллером Э.Г.,  метод краткосрочной психодрамы, положил начало применению других краткосрочных психотерапевтических техник в реабилитации больных шизофренией, в том числе и  танцевальной терапии.

В настоящее время всё большее применение в реабилитации психически больных среди невербальных форм психотерапии  находят арт-терапевтические методы. В начале развития реабилитационного направления в психотерапии были попытки среди методов невербальной психотерапии использовать пантомиму  и лечебную гимнастику, которые дальнейшего развития и научно обоснованного исследования, к сожалению, не получили. Но эти исследования продолжились автором с 2003 г. и психогимнастика органично вошла в структуру танцевально-терапевтической сессии.

Разработанная автором танцевальная терапия является элементом системного подхода в реабилитации психически больных. Танцевальная терапия органично вошла в эту систему, а метод и методика проведения танцевальной терапии учитывают цели задачи и механизмы реабилитации больных шизофренией. 

Танцевальная терапия является одной из перспективных форм невербальной психотерапии,  которая  тренирует моторные и эмоциональные компоненты поведения, задействуя в процессе сессии также и когнитивные функции. В танцевальной терапии  велика роль личностного подхода, так как главной задачей танцевального терапевта является не только раскрытие на невербальном уровне личности самого больного, но и коррекция его нарушенных взаимоотношений с окружающим миром.

Теоретической основой  танцевальной терапии, являются:  аналитическая психология К.-Г. Юнга - «active imagination» - использование танца, как выражение бессознательного в активном воображении. Танцевальная терапия работает над раскрытием внутренней индивидуальности больных шизофренией  и формированием и поддержкой их личности, что позволит им в дальнейшем вступать в более устойчивые взаимоотношения с миром. Многие танцевальные терапевты описывают и оценивают танцевальные импровизации своих пациентов с юнгианских позиций. Большое значение для танцевальной терапии имела также индивидуальная психология А. Адлера, на языке которой формулируются цели танцевальной терапии, «основанные на развитии счастливого Я, человека креативного, ответственного и сильного». Существенное  значение в теоретическом развитии основ танцевальной терапии имела холистическая телесноориентированная  психология и психотерапия В.Райха и А.Лоуэна.

Необходимо отметить, что танцевальная терапия строится на основе интегративного подхода в современной психотерапии, включающего в себя практическую, коммуникативную и сценическую составляющие.

Для структурирования танцевально-терапевтических сессий, их описания и оценки эффективности, в зарубежной танцевальной терапии используются работы её основоположников - Т. Шуп, Л. Эспенак, М. Уайтхауз и М. Левенталь. Они заложили основы танцевальной терапии для пациентов психиатрических клиник, и их практический опыт работы явился той платформой, на основании которой получила своё дальнейшее развитие теория и методика танцевальной психотерапии в реабилитации больных шизофренией.

На основе зарубежных методик проведения танцевальной терапии автором был  разработан краткосрочный танцевально-терапевтический курс, состоящий из 10 сессий периодичностью 2 – 3 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет 1,5 – 2 часа. Как правило, большая часть группы по окончании этого курса выписывается из больницы.Структурирование сессий осуществляется в зависимости от конкретных нужд пациентов.

Структура применяемых  танцевально-терапевтических сессий является семичастной:

  • разминка, гимнастика ци-гун или корригирующая гимнастика по системе профессора Ю.А. Афанасьева;
  • обсуждение темы сессии;
  • танцевальная импровизация, индивидуальная или групповая;
  • показ картины - мишени, обсуждение темы и ее цветового решения, проработка какой-либо установки;
  • релаксация по теме картины;
  • рисование собственного видения темы картины;
  • заключение: общий танец.

Главные цели разработанной  групповой модели танцевальной терапии – усилить ресурсы пациентов, снять психоэмоциональные зажимы с помощью танца, физических упражнений и релаксации, усилить личность пациентов и удлинить «период здоровья».

С давних пор делались попытки определить взаимосвязь между двигательными характеристиками человека и его поведением, особенностями функционирования отдельных систем, конституцией и психическим складом личности. Психологи давно обратили внимание на то, что ощущения, моторика, реагирующая на раздражения извне, являются внешним отображением психических переживаний и индивидуальных различий, в зависимости от нервно-психического статуса человека (А.Р. Лурия 1923). В последнее время психомоторика и ее показатели все активнее используются в психодиагностике в качестве объективных индикаторов психических свойств и состояний личности. Учитывая интегрирующий характер психомоторики, наиболее продуктивным является ее изучение с позиций системного подхода. Именно данная методологическая стратегия позволяет раскрыть и описать большинство феноменов психомоторики.

Впервые анализом движений и их оценкой начал заниматься Р. Лабан. Он разработал систему анализа движений под названием Effort / Shape (система форм усилий) или LMA=Laban Movement Analysis (Анализ движений Лабана). К сожалению, эта система оценки не совсем подходит для нашей страны, так как профессиональных телесных аналитиков у нас пока  не готовят.

Танцевальная терапия в реабилитации больных шизофренией начала применяться у нас в стране сравнительно недавно, первое научное исследование влияния танцевальной терапии на психомоторное, эмоциональное и коммуникативное состояние больных шизофренией было проведено  с 2003-2006 [4]. Опросник «Анализ телесного компонента интеллекта» [5], используемый для самоанализа телесных напряжений в процессе танцевальной терапии, показал, что 85% больных шизофренией не могли оценить свои телесные напряжения до танцевальной терапии, т.к. имели нарушения телесного осознавания. Только к 5-7-ой танцевально терапевтической сессии 75% больных шизофренией смогли дифференцировать свои телесные ощущения, а  в конце курса танцевальной терапии 95% оценивали свои телесные напряжения.    В дальнейшем  встал вопрос углубления анализа развития психомоторики больных шизофренией.

В процессе дальнейших исследований, проводимых в ГПБ №6 Санкт -Петербурга, на основе телесных тестов Лабана, автором была разработана система оценка развития психомоторики больных шизофренией в процессе танцевальной терапии.

 Во время танцевальной терапии проводились  видеозаписи  (с письменного согласия больных) нескольких танцевально-терапевтических сессий, в которых участвовало всего 140 больных шизофренией. Полученный видеоматериал анализировался с помощью разработанных автором специальных информационных карт, входящих в «Диагностически-инструментальную карту динамики состояния больных в процессе танцевальной терапии», включающую 230 признаков. В эту карту были включены 74 признака развития моторики больных шизофренией, анализирующих как групповую так и индивидуальную динамику психомоторного состояния в процессе танцевальной терапии. Этот анализ использовался для самооценки пациентами, проходящими танцевальную терапию, а также танцевальным терапевтом,  независимыми психологами и врачами - психиатрами, после предварительной подготовки. Разработанные анкеты представлялись для анализа непосредственно после танцевально - терапевтической сессии (3-ей и 10-ой – только пациенты и танцевальный терапевт) и во время просмотра видео материала (пациенты, танцевальный терапевт, психологи, врачи).

Исследования, полученные нами с помощью разработанной информационной карты, показали, что пациенты в начале танцевальной терапии используют в танце главным образом руки и в меньшей степени ноги, корпус практически неподвижен,  они стоят на одном месте – 84%. Причём их движения носят хаотичный характер, они напоминают движения маленького ребёнка, которого только что распеленали. В процессе танцевальной терапии движения становятся более сильными, в разных плоскостях – фронтальных 100%, сигитально- латеральных 76%, трансференсных 64%. Расширяется диапазон движений и пациенты начинают импровизировать образный танец, а затем  рассказывать, что они изображали.

Обобщая результаты исследования видеозаписи танцевально-терапевтических сессий  можно сделать следующие выводы:

  • просмотр пациентами видеозаписей собственной работы на танцевально-терапевтической сессии не явился фрустрирующим  фактором для 94% больных;
  • особенно следует отметить, что у 92% больных  оценка моторно-эмоциональной и коммуникативной выразительности в процессе танца была адекватной, особенно хочется подчеркнуть, что это дефицитарные больные;
  • а в 83% случаях самооценка танцевальных импровизаций пациентов и их оценка врачами, психологами и танцевальным терапевтом совпала. Особенно следует отметить что пациенты, которые поступают в больницу через 7-10 месяцев и снова приходят на танцевальную терапию демонстрируют сохранную моторную и образную память.

Разработаны общие подходы и конкретные рекомендации к психомоторной диагностике и социально-психологической реабилитации больных шизофренией, что позволит на качественно ином уровне решать важные практические задачи, связанные с психологическим обоснованием медицинской, профилактической и психокоррекционной помощи данному контингенту. Кроме того, полученные результаты исследования могут быть полезны в условиях танцевально-терапевтического консультирования здорового контингента населения, как детей так и взрослых. Конкретные рекомендации по танцевально терапевтической работе в  семейном консультировании не только больных но и здоровых, сформулированные по результатам исследования могут использоваться в образовательных, консультативных и лечебных учреждениях практическими психологами, социальными работниками, врачами.

Полученные результаты могут быть полезны в работе психологов и педагогов для уточнения и содержательной квалификации динамики танцевальной терапии  при проведении психокоррекционных мероприятий с «трудными» и «проблемными» подростками.

Апробация методики была также проведена танцевальными терапевтами,  обучающимися на курсе «Психологическое консультирование - танцевальной терапии» в ГПУ им. А.И.Герцена на кафедре клинической психологии, которые подтвердили не только её эффективность, но  краткость и удобство проведения.

Разработанная обучающая программа по танцевальной терапии на базе ГПУ им. А.И. Герцена является первой в клинической практике. А выпускники, получившие дипломы, успешно работают в психиатрических стационарах, районных реабилитационных центрах  и диспансерах.

Резюмируя, можем отметить, что танцевальная терапия в психиатрическом стационаре является одной из ступеней реабилитации и реадаптации больных шизофренией, а исследование психомоторики даёт возможность научного анализа влияния танцевальной терапии на психоэмоциональные, психомоторные и коммуникативные функции больных шизофренией.

 

 

Литература
  1. Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. Л.: Медицина, 1985. 216с.
  2. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледер. М.: Медицина, 1990. 383с.
  3. Вид В.Д., Воловик В.М., Гончарская Т.В., Днепровская С.В. Методы групповой психотерапии психически больных: Методические рекомендации//Л.: ЛНИПНИ им. В.М. Бехтерева, 1982. 36с.
  4. Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств:   Автореферат дисс. на соискание уч. степени к. псих.н. СПб., 2005. 18с.
  5. Грёнлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика. СПб.: Речь, 2004. 286с.

 
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Все медиа-обзоры  |  RSS