Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Современные тенденции юридической психологии детей и подростков

Тематическое направление: «Актуальные вопросы юридической психологии детей и подростков»

Лектор:

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Юридическая психология», профессор факультета «Юридическая психология» МГППУ

Лекция посвящена проблемам развития асоциального, агрессивного поведения в детском и подростковом возрасте, факторам и закономерностям этого процесса, вопросам профилактики и коррекции. В центре внимания будут находиться вопросы, которые сегодня в мире задают себе специалисты в области юридической психологии:

  • Чем обусловлено, ведет ли себя человек агрессивно или придерживается социальных норм?
  • Есть ли биологическая предрасположенность к подобному поведению?
  • Где проходит грань между нормой и патологией?
  • Усваиваются ли агрессивные формы поведения благодаря научению?
  • Каким образом изменяется агрессивное поведение с возрастом?
  • Одинаково ли оно или различно у мальчиков и девочек?
  • В каком возрасте возникают националистические установки и как они развиваются?
  • Какие психологические проблемы ожидают в будущем школьных драчунов и притеснителей?
  • Лидеры преступных группировок – были ли они правонарушителями в подростковом возрасте?
  • Как можно оценить, будет ли подросток, совершивший противоправные действия, вновь нарушать закон?
  • Какие индивидуальные качества подростка свидетельствуют о его склонности к совершению правонарушений? 
  • Какие методы работы с подростком помогут ему избежать криминализации, вернуться в общество и вести нормальную полноценную жизнь?

При обсуждении этих вопросов будут представлены  результаты последних разработок, позволяющие ставить новые исследовательские проблемы, выдвигать новые гипотезы, использовать новые формы реабилитационной работы. В частности, будут представлены результаты исследований в области нейробиологии агрессивного поведения, в которых получены свидетельства того, что нейробиологические факторы риска антисоциального поведения могут быть выделены уже в очень раннем возрасте. Некоторые зарубежные ученые полагают, что профилактикой агрессии нужно заниматься до поступления ребенка в школу, их аргументы будут представлены участникам. 

Лонгитюдные исследования позволяют выяснить, каким образом реализуется риск асоциального развития в течение жизни, какие факторы способствуют криминализации, а какие защищают от нее. В лекции будут описаны данные таких исследований, проведенных в Великобритании и США в течение нескольких последних десятилетий. На обсуждение будут поставлены вопросы о том, каким образом данные нейробиологии, криминологии и других наук могут быть использованы на практике, как определить риск развития асоциального поведении у ребенка или риск повторного правонарушения у подростка, какие методы профилактической и реабилитационной работы с детьми и подростками могут быть наиболее эффективными. 

Время проведения: 17 февраля 2010 г., 18.15-21.00.

 

Вы узнаете о причинах, лежащих в основе асоциального поведения, половых различиях и возрастных изменениях, оказывающих влияние на проявление агрессии, возникновении  националистических установок.

Также вы познакомитесь с методами профилактики и коррекции агрессивного поведения у подростков, позволяющими избежать криминализации или вернуться в общество и вести нормальную полноценную жизнь.

Кроме того, лектор представит результаты последних исследований в области нейробиологии агрессивного поведения и возможности использования этих данных на практике, а также результаты лонгитюдных исследований, которые показывают, как реализуется риск развития асоциального поведения в течение жизни.

 

Аннотация лекции.

Вход по предварительной регистрации!

Форма регистрации на сайте www.mgppu.ru/lektoriy 

Цикл лекций: с 11 ноября 2009 по 26 мая 2010.

Адрес: Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций: Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.

Тел: +7 (495) 623-06-95


E-mail: competence@mgppu.ru 

Информационные партнеры:


ОТЧЕТ О ЛЕКЦИИ

17 февраля 2010 г. прошла пятнадцатая публичная лекция МГППУ

«Современные  тенденции юридической  психологии детей  и подростков». 

Дозорцева Елена ГеоргиевнаЛекцию  прочла Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, зав. кафедрой «Юридическая психология», профессор факультета «Юридическая психология» МГППУ. 

     В вводной части лекции Елена Георгиевна дала определение направлению ювенальной юридической психологии детей и подростков. Ювенальная юридическая психология – направление юридической психологии, в котором изучаются психологические особенности и решаются психологические проблемы детей и подростков в юридически значимом контексте. В этом ракурсе рассматриваются и объединяются единым объектом изучения – психологией детей и подростков – все разделы юридической психологии: правовая, криминальная, судебная, пенитенциарная, превентивная психология, психология профессиональной юридической деятельности. Основанием для такого объединения служат особый правовой статус ребенка, закономерности психологии развития в детском и подростковом возрасте, практическая ориентированность на помощь и защиту детей в юридически значимых и сложных жизненных ситуациях.

     В качестве иллюстрации Е.Г. Дозорцева  представила описание тематики исследования проблем детей и подростков с  точки зрения юридической психологии на примере докладов, сделанных участниками 19-ой конференции Европейской ассоциации психологии и права (EAPL) в 2009 г. и 10-ом юбилейном конгрессе Европейской ассоциации детской и подростковой психиатрии, психологии и смежных профессий (EFCAP) в 2008 г.

     Во  второй части лекции Е.Г.Дозорцева  представила результаты новейших зарубежных исследований девиантного, криминального, в том числе агрессивного поведения несовершеннолетних, не получивших пока достаточного освещения в отечественной литературе. Были описаны масштабные лонгитюдные исследования факторов риска, или предикторов, такого поведения, проведенные в США (А. Рейн, исследование на острове Маврикий; Р. Лебер и др., Питтсбургское исследование), а также в Великобритании (Д. Фаррингтон, Кембриджское исследование) и Канаде (Р. Тремблей, Монреаль). Отмечено, что в современной зарубежной науке особое внимание уделяется нейрофизиологическим факторам агрессивного и делинквентного поведения, среди которых выделяют низкую реактивность детей и подростков на стресс, стремление к поиску новых ощущений, повышенную импульсивность действий. В качестве основных социальных факторов, по данным исследований, выступают семейные, в том числе криминальность членов семьи, неправильные тактики воспитания (физические наказания) и др. Важны также индивидуальные особенности (социальные установки, низкое чувство вины и т.п.).

     Е.Г. Дозорцева остановилась на проблеме динамики развития агрессивного поведения, в частности, ее начальных этапов. Были приведены данные исследования Р. Тремблея, и его вывод о том, что в процессе развития дети не учатся быть агрессивными, а отучаются от агрессивного поведения. Описаны пути развития делинквентного поведения и – в дальнейшем криминальных карьер.

     Специальное внимание было уделено тому, как в зарубежной научной литературе рассматривается проблема групповой преступности несовершеннолетних, организации банд. Анализировался вопрос о развитии криминальной карьеры подростка и членстве в сети организованной преступности.

     В заключение Е.Г. Дозорцева обозначила основные направления деятельности в сфере ювенальной юридической психологии, описала формы подготовки специалистов в этой области и, в частности, магистерскую программу «Ювенальная юридическая психология», которая будет открыта в 2010 г.

Презентация лекции

Дозорцева_слушатели_лекции


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS