Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка

Тематическое направление: «Современные подходы в психологии развития и основные аспекты психологической помощи детям на разных этапах их жизни»

Лектор:

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ

В лекции представлена разработка Института психологии и образования Невшательского университета (Швейцария) и психологов факультета психологии Иерусалимского университета - новая технология обучения и познавательного развития, разработанная на основе теории Ж.Пиаже и обогащенная благодаря интеграции достижений в области современной социальной психологии, психологии развития и компьютерной техники.

Первая часть лекции посвящена концепции социо-когнитивного конфликта, разработанной А.-Н.Перре-Клермон, которая вместе со швейцарскими психологами В.Дуазом и   Г. Муни ввела  в современную психологию понятие «социокогнитивный конфликт», раскрываемое как противоречие разных центраций (точек зрения), препятствующее решению познавательной  задачи. Здесь будет показано, как ученые в разных странах (Швейцария, Израиль, Португалия, Италия и др.) в настоящее время разрабатывают  проблему оказания помощи учителю в организации диалога в процессе решения задач из области математики, истории, биологии, географии и т.д.

Вторую часть лекции составляет  изложение концепции израильского психолога  Б. Шварца, понимающего аргументацию в духе Л.С. Выготского, как опосредующее звено между внутренним и внешним диалогом, которое служит для построения нового коллективного знания, создания коллективных смыслов. Также слушателям будет представлена его специальная программа (Kishurim), которая реализуется с 1998 г. и направлена на совершенствование процесса школьного обучения. Ее основная идея – визуализация дискуссии, вынесение ее в наглядный (материальный) план, что облегчает рефлексию учащихся. Для этого используется графическая компьютерная среда Digalo, представляющая собой карту, на которой высказывания участников зафиксированы в наглядной форме, а связи между ними обозначены стрелками. На лекции слушателям будут представлены разнообразные аспекты использования данной программы. В лекции будут использованы последние публикации, отражающие современные достижения социально-психологиченской концепции интеллектуального развития ребенка.

На лекции будет показан видеофильм с участием израильских и швейцарских психологов  Р.Фейерштейна, Э.Ландау, Б.Шварца, А.Р.Перре-Клермон и др. 


ОТЧЕТ О ЛЕКЦИИ

Обухова_лекция24 марта 2010 прошла двадцатая публичная лекция «Социо-когнитивный подход к исследованию интеллектуального развития ребенка»

Лекцию прочла Обухова Людмила Филиппова, доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой «Возрастная психология» факультета «Психология образования» МГППУ.

Лекция началась с рассмотрения идей предшественников социо-когнитивного подхода в современной психологии– Дж. Г. Мида и Л. С. Выготского, которые говорили о роли социального взаимодействия в формировании мышления ребенка.

Вопрос о взаимосвязи когнитивного развития и социального взаимодействия интересовал многих исследователей, в частности поднимался в работах Ж. Пиаже. Лектор представила основные положения его теории развития мышления, которые до сих пор не утратили свою актуальность.

В лекции отмечалось, что постановка проблемы причинности способствовала возникновению двух подходов к пониманию интеллекта: конструктивистского и интеракционистского.

Разработчики конструктивистского подхода (Б. Инельдер, Э. Синклер и М. Бове) говорили о конфликте схем действия, который приводит к возникновению новой умственной структуры.

С точки зрения интеракционистского подхода (А.-Н.Перре-Клермон, В.Дуаз и др.) главную роль в постепенном структурировании мышления играют процессы социального взаимодействия. Разработчики этого направления ввели в современную психологию понятие «социокогнитивный конфликт», раскрываемое как противоречие разных центраций (точек зрения), которое препятствует решению познавательной  задачи. Решение этого конфликта выступает причиной прогресса познавательного развития.

Затем лектор рассказала о преемниках этого подхода, в частности, израильском психологе Б. Шварце – авторе специальной программы Kishurim, которая направлена на совершенствование процесса школьного обучения и способствует развитию аргументации и диалогического мышления у учащихся.

В заключение лекции были показаны видеофильмы с участием израильских и швейцарских психологов  Р.Фейерштейна, Э.Ландау, Б.Шварца, А.-Н.Перре-Клермон.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛЕКЦИИ

слушатели обуховой

ВИДЕО ЛЕКЦИИ


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017