Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции (по материалам всемирного конгресса Общества Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), 2008 год)

Тематическое направление: «Актуальные вопросы этнопсихологии и межкультурной коммуникации»

Лекторы:

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ;

Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ.

Лекция посвящена основным тенденциям развития прикладной межкультурной коммуникации как междисциплинарному направлению, ведущей структурирующей организацией которого является Общество Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), объединяющее как профессионалов, так и тех, кто ещё учится работать в сфере межкультурной коммуникации. Материалы лекции включают информацию, полученную лекторами, участниками Всемирного конгресса SIETAR,проходившего в Испании (Гранада - 22. 10.2008 по 25.10.008), который был посвящен теме "Как глобализация влияет на культуры и как культуры формируют глобализацию" (How globalisation affects cultures and  how cultures shape globalisation).

Лекция состоит из пяти частей:

1. Общая информация об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR) а также специфике сообщества специалистов в области межкультурной коммуникации.

2. Основные тренды современной межкультурной коммуникации. Здесь будет идти речь в первую очередь о тенденции использования конструктивистсткой методологии, отходе от моделей, основанных на измерениях культуры и стремлении к построению более плюралистичных и индивидуализированных моделей. Также будет обращено внимание на такие подходы как «построение третьей культуры» (Third-cultural building), управление разнообразием  и пр.

3. Критика традиционных подходов. Здесь будут рассмотрены примеры критического осмысления традиционных подходов к решению проблем, связанных с межкультурной коммуникацией, таких как теория культурного шока, «осознание культуры» (cultural awareness) как основа межкультурной компетентности и пр.

4. Проблемы межкультурного обучения. Здесь  будет представлена позиция  ведущих специалистов в данной области М. Беннета и М. Пейджа, мастер-класс которых был посвящен истории и текущим исследованиям в области межкультурного обучения.

5. Межкультурная компетентность учителей. Здесь будет представлен опыт центра межкультурной коммуникации Университета Британской Колумбии (Канада) в области подготовки педагогов к работе в ситуации культурного разнообразия.


Отчет о лекции

10 февраля 2010 г. прошла четырнадцатая публичная лекция МГППУ.

«Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции (по материалам всемирного конгресса Общества Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), 2008 год)» 

Лекцию прочли Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ, и Чибисова Марина Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» факультета «Социальная психология» МГППУ.

Лекция началась с практического задания, направленного  на актуализацию межкультурных различий у слушателей на примере наших представлений об учителе, ученике и обучении. Этот метод широко используется в начале работы по налаживанию межкультурной коммуникации, например, подобные техники применяются тьютерами в Университете Британской Колумбии в работе с иностранными студентами. 

Лекторы раскрыли основные направления работы специалистов в области межкультурной коммуникации:
межкультурная коммуникация в бизнесе: проведение тренингов, консалтинг, коучинг а также преподавание в бизнес-школах
межкультурная коммуникация в образовании: 

      а) обучение иностранным языкам

      б) сопровождение иностранных студентов  и работа с их педагогами

      в) образовательные программы для  школьников и студентов («лидерство в глобальном мире», «разнообразие» и пр.)
межкультурная коммуникация и наука: проведение совместных исследований (преимущественно психологи, филологи и специалисты в области менеджмента)
межкультурная коммуникация в социальных проектах.
 

Олег Евгеньевич и Марина Юрьевна рассказали об Обществе Межкультурного Образования, Обучения и Исследований (SIETAR), истории его создания и структуре.

Также в лекции были представлены основные тренды современной межкультурной коммуникации, была рассмотрена модель построения «третей культуры» и проблемы межкультурного обучения. Здесь была описана позиция ведущих специалистов в области межкультурного обучения - М.Беннета и М.Пейджа; были рассмотрены и факторы, содействующие межкультурному обучению:

  • изучение языка принимающей культуры,
  • интенсивное общение на данном языке
  • общение с другими студентами, приехавшими на обучение или стажировку
  •  интенсивное взаимодействие с носителями принимающей культуры
  • организация рефлексии полученного межкультурного опыта
  • более длительный период стажировки
  • программа межкультурной подготовки, предваряющая стажировку
  • мониторинг межкультурной компетентности на месте стажировки
  • погружение в принимающую культуру
  • ознакомление с теоретическими подходами в области межкультурной компетентности
     

Также на лекции поднимался вопрос о межкультурной компетенции. Лекторы раскрыли понятия того, что значит межкультурно компетентная организация, и условия достижения высокого уровня межкультурной компетентности в организации.

Презентация лекции (pdf)

Фрагмент лекции


 
II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» видео 29 сентября 2020

II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»

Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Все медиа-обзоры  |  RSS