Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Формирование комплексных понятий в «горизонтальном» измерении: связь между различными сферами деятельности

Комплексные понятия  (complex concepts) являются поливалентными, спорными, всегда незавершенными. Каждый из участников взаимодействия делает свой вклад в уточнение понятия применительно к данной ситуации. Такие понятия включают в себя мечты, надежды, ценности, намерения, эмоции, становясь «понятиями потенциально возможного». Комплексные понятия развиваются и формируются в двух измерениях: вертикальном (при взаимодействии научных и житейских понятий, в процессе восхождения от абстрактного к конкретному) и горизонтальном (в коллективных дискуссиях и попытках применять эти понятия в различных сферах деятельности).

Развитие комплексных понятий проходит через циклические стабилизацию и дестабилизацию. Стабилизация происходит за счет четкого наименования (naming), помещения понятия в конкретные рамки (framing) и воплощения его в материальных орудиях или продуктах труда. Дестабилизация – за счет «делания видимыми» противоречий внутри понятия (visibilization), конфронтации, размывания границ понятия (blending) и создание новых (противоположных или дополняющих) «понятий потенциально возможного» (possibility concepts). Формирование комплексных понятий включает в себя процесс не только интериоризации заданного в культуре, но и экстернализации, активного создания новых понятий (которые затем также интериоризируются).

Проблема использования  материального орудия как организатора опыта, стабилизирующего комплексные  понятия, рассматривается на примере работы службы по оказанию патронажной помощи пожилым людям в Хельсинки. На практике эта служба столкнулась с противоречием между понятием помощи у социальных работников, включающим медицинскую помощь, помощь в делах по дому и др., и у клиентов, которые боролись с проблемами одиночества и снижения способности к передвижению. Для решения этой проблемы было разработано специальное средство – Соглашение о движении (Mobility Agreement), которое использовалось для обсуждения между социальным работником и клиентом возможностей клиента, его опасений, медицинских предписаний, и как памятка для выполнения выбранных упражнений. Использование такого материализованного средства как постоянной основы для социальной работы может стать путем к созданию нового расширенного объекта деятельности и новых форм совместной деятельности при патронаже на дому.

Интервью

- Ваше выступление вызвало много споров. Вы были к этому готовы?

- Я бы сказал, что я ожидал спора, и я его получил. Это очень хорошо. Я представил на суд коллег провокативную идею касательно определения понятия, и думаю, что многие участники заседания были, действительно, спровоцированы и хотели оспорить мою идею.

- В свое время вы решились усовершенствовать треугольник Выготского, когда, казалось бы, что это устоявшаяся и признанная всей наукой вещь. Вы не боялись отторжения со стороны академической общественности?

- Нет, страха у меня не было. Думаю, когда Выготский описывал треугольник, это было очень маленьким элементом в его теории, просто начальным этапом переосмысления, что может означать «опосредование». И я считаю, что это не столько использование треугольника Выготского, но развитие нашей идеи опосредования в более сложных общественных формах. Моя работа с треугольником заняла много лет.  Она была основана, в основном, на трудах Маркса, так  же как и идеи Выготского были рождены под его влиянием. Мы все стоим на плечах у других, но мы стоим на множестве плеч, Никто ничего не делает в одиночку, поэтому я думаю, что такого типа работа с моделированием опосредованной структуры деятельности должна продолжаться, и другие должны приходить с лучшими моделями. Возможно, я буду критиковать их, но это происходит именно так.

- Вы будете дорисовывать треугольник дальше?

- Да, надеюсь, что да.

- И когда?

- Этого никогда не знаешь.

 - На сегодняшний день, вы наиболее известный на Западе последователь теории деятельности. Что вы считаете своим главным вкладом в психологию? И что хотели бы сделать еще?

- Думаю, что моя работа, на самом деле, сходна с работами Выготского и других, в том, что она не сводится только к психологии. Она относится скорее к общей гуманитарной науке. Я считаю, что это очень важно, что мы работаем над идеями с учеными других дисциплин. Если говорить насчет вклада, который я могу сделать, по крайней мере, попробовать сделать, это адаптировать идеи теории деятельности к реальным вызовам времени, реальным проблемам общества. То есть сделать ее действительно тем инструментом, который может послужить решению сегодняшних проблем. И здесь психология не может иметь монополии.

- Ваша оценка современной российской психологии, ее слабые и сильные стороны?

- Долгое время после распада советской системы я был очень обеспокоен тем, что многие из великих психологов уже умерли. Такие люди как Леонтьев, Давыдов и многие другие уже не с нами… Я беспокоился, каким будет следующее поколение?  На самом деле, я был очень приятно удивлен тем, что эта «дыра» постепенно закрывается мостом. Считаю, что МГППУ делает очень важную работу, стараясь построить этот мост между прошлым и будущим. Потому что очевидно, что после больших социальных изменений бывает своего рода разрыв, слом. Сейчас я полон надежд. Какое-то время мне казалось, что все традиции исчезнут, и люди просто будут имитировать американскую психологию, что было бы большим несчастьем. Но именно сейчас я вижу, что будущее выглядит очень обещающим. Конечно, при условии, что русские ученые будут открыты для всего мира.

- На ваш взгляд, какая проблема будет наиболее актуальной в современной мировой психологии в ближайшие 10-20 лет?

- О, это очень-очень трудно оценить. Конечно, последние 20 лет в психологии очень сильно доминировали исследования мозга и, я считаю, что будет совмещение исследований мозга с культурным подходом. Это очень важно, что биологическое и культурное будут сведены вместе. Возможно, психология откроет для себя большие общественные вопросы трансформаций, изменений, кризисов. Тогда наука станет более вовлеченной в человеческую жизнь, как проактивная сила для того, чтобы помогать людям строить свое будущее. Это может стать большой задачей, даже вызовом.

Литература

Контекстные материалы:

Engeström, Y. (2009). From learning environments and implementation to activity systems and expansive learning. // Actio, 2, 17-33. [Статья в свободном доступе]

Engeström, Y. The horizontal dimension of expansive learning: weaving a texture of cognitive trails in the terrain of health care in Helsinki // Paper presented at the international symposium 'New Challenges to Research on Learning', March 21-23, University of Helsinki, Finland. [Статья в свободном доступе]

Engeström, Y. (2004). New forms of learning in co-configuration work // Journal of Workplace Learning, 16, 11-21. [Статья в свободном доступе]


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS