Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Изучение профессионального взаимодействия: активность в отношениях как инструмент анализа

Профессиональная деятельность воспроизводится и развивается в рамках определенных учреждений и с учетом их специфики. В современном мире растет популярность новых видов деятельности, требующих умения работать совместно с другими специалистами, пользуясь ресурсами, распределенными в рамках сложной системы. Противоречие заключается в том, что в современном мире люди крайне тесно между собой связаны, и выстраивание границ становится сложной задачей, и при этом в модернистской культуре от человека требуется индивидуальная личная ответственность.

“Agency” – это способность ставить цели, действовать в соответствие с ними (Taylor, 1977), а также нести ответственность перед другими. В этом контексте наиболее адекватным переводом будет «активность». Анна Эдвардс вводит понятие «relational agency», т.е. способность увязывать свои представления и действия с представлениями и действиями других людей, чтобы совместно интерпретировать проблемы. В терминах культурно-исторической психологии деятельности relational agency - это умение объединяться для достижения цели (что обогащает понимание самой цели) и использовать свои ресурсы и ресурсы партнера в совместной деятельности. Relational agency - не личностная особенность, а навык, которым можно овладеть. Relational agency ведет к расширению профессиональной компетентности.

Применение исторического анализа полезно для понимания уже сложившихся форм профессионального обучения, но не слишком помогает в исследовании того, как возникают новые профессиональные практики при изменении целей деятельности или при работе на границе нескольких сфер деятельности. Понятие relational agency учитывает гибкость совместной деятельности, возможность изменения отношений между партнерами в процессе действия и др.

Интервью

- Есть ли вопрос, который вы ждали от аудитории, но его не услышали?

- Рассказывая о сделанной работе, я опасалась вопроса, как на самом деле используется полученное общее знание, и как намерение играет в этом роль. Пока я не готова на него ответить, так как для меня это следующий шаг, более детальный уровень изучения проблемы. Я хочу знать больше о том, что люди думают, как действуют, как принимают решения.

- Так что же происходит в головах людей на самом деле?

- Пока еще не знаю…

-  Доклад был теоретический, но ведь за вашей спиной огромная практика. Может быть, вспомните какой-нибудь пример практического внедрения теории «relational agency» в жизнь.

- В настоящее время я вижу, как меняются наши социальные работники, они, наконец-то, начинают сотрудничать с другими профессионалами. Это не только вопрос знания, что другие люди могут сделать. Если вы работаете сообща, то можете проникнуть намного глубже, лучше понять, и что знает другой, и как это может помочь людям. То есть это и более глубоко погружение в проблемы, и их комплексное решение.

- При том, что вы против какой-то индивидуализации, кажется, что теория «relational agency» связана с глубочайшей индивидуальностью личности.

- Да, верно. Чтобы понять, как люди работают вместе, я должна осознавать, что у каждого человека свой индивидуальный ум, индивидуальная история и индивидуальные намерения. Но при этом люди все-таки работают вместе, и это то, что меня интересует. Я утверждаю, что все проблемы общества – комплексные. И поэтому разным специалистам необходимо работать вместе, так как каждый привносит на службу людям свою профессиональную компетентность.

- То есть рождение вашей теории, это ответ на социальный запрос общества, который вы поняли первая?

- Да, мой проект был первым крупным исследованием,  посвященным вопросам сотрудничества людей разных профессий. Правительство провело серию политических мер, с целью регуляции этих проблем. И я смогла увидеть с самого начала, как люди: психиатры, социальные работники, учителя учатся сотрудничать в сложных ситуациях. Мне повезло, что я была там как раз в то время, когда эти меры вводились. Как исследователь, смогла увидеть, что делали практики. И это стало фокусом моей работы.

 

Литература

Контекстные материалы:

Anne Edwards Relational agency: Learning to be a resourceful practitioner //International Journal of Educational Research 43 (2005) 168–182 [Статья в свободном доступе]


 
Медиа: обзоры
Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна. видео 27 ноября 2019

Нарушение сна. Часть 2. Причины нарушения сна.

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением. видео 19 ноября 2019

Что такое нарушение сна? Виды нарушения сна. Классические методы борьбы с нарушением.

Обмен жизнями: Алёна Ширина и Олег Максимов видео 15 ноября 2019

Обмен жизнями: Алёна Ширина и Олег Максимов

Невроз. Виды неврозов. Причины формирования невротических расстройств видео 7 ноября 2019

Невроз. Виды неврозов. Причины формирования невротических расстройств

VI Международный конгресс ISCAR 2020 видео 1 ноября 2019

VI Международный конгресс ISCAR 2020

Все медиа-обзоры  |  RSS