Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Раннее вмешательство: опыт петербургских психологов

В рамках конференции "Другое детство"  корреспондент Psyjournals.ru Т.Полякова взяла интервью у доцента Санкт-Петербургского государственного университета О. И. Пальмова и ст. преподавателя Н. Л. Плешковой. 

— PsyJournals: Если говорить о питерской школе психологии, то надо говорить об известном факте, что практика – одна из сильных  сторон этой школы. Многие практикующие специалисты прошли обучение именно у вас. Что, в первую очередь, вы стараетесь донести до слушателей?

О.П.: Прежде всего, научить людей наблюдать. Видеть эмоциональное состояние и ребенка, и родителей, видеть каким образом они взаимодействуют в паре. Мы стараемся учить этому и студентов, и зрелых специалистов. Одну и ту же картину люди видят по-разному. Наша задача — достичь точных отправных точек в наблюдении и научить наших слушателей отделять то, что они вносят как интерпретацию, от того, что действительно происходит. Мы стараемся достичь этого на первом этапе.

На втором анализируем, о чем свидетельствует поведение, которое мы наблюдаем, какой опыт ребенок обобщил. Мы рассказываем и о теоретических положениях и об их клиническом преломлении, пример этого доклад — Натальи Плешковой о теории привязанности.

PJ: Какие ценности, на ваш взгляд, в современной социальной, экономической ситуации необходимы практикующему психологу?

— Н.П.: В своей работе мы опираемся на следующие теоретические подходы: психоаналитическая теория, теория привязанности, теория семейных систем, активно используем результаты экспериментальных исследований в области младенчества и раннего детства.  Многие из этих направлений стали развиваться в нашей стране с начала 90-х годов.Но это не значит, что другие подходы неправильные. Анализируя положения разных теоретических подходов,  мы можем увидеть, что они описывают сходные явления, однако различаются в их интерпретации.  Различное понимание наблюдаемых явлений может определять и ценности, которые мы считаем важными в работе с семьями и детьми. Уважение к возможности семьи принять помощь, к скорости, с которой родитель (клиент) может меняться, являются одной из основных наших ценностей. Мы полагаем, что психолог (консультант) лишь создает условия, в которых человек может увидеть уровень своей компетентности, своих возможностей. Мы стараемся построить такие отношения с клиентом, в которых происходит взаимодействие между участниками; позиции воздействия на клиента, при которой психолог «знает правильное решение» затруднений, мы стремимся избегать. Подобная  позиция, на наш взгляд, только начинает зарождаться в профессиональном сообществе.

PJ:  Если попытаться дать оценку состоянию современной практической психологии?..

— Н.П.: Для нас непросто разделять психологию на практическую и теоретическую, так как мы стремимся использовать современные результаты  исследований и использовать их на практике.

— О.П.: На мой взгляд, разделение теоретической и экспериментальной психологии  в реальной жизни не происходит.

PJ: Существует точка зрения, что  ученые и практики— это два отдельных сообщества...

— Н.П.: Мы придерживаемся иной точки зрения/

PJ: Что первое бросается в глаза, когда вы приезжаете в Москву и общаетесь с коллегами?

— О.П.: Нас скорее впечатляет не разница позиций, а сколько Москва делает для того, чтобы развивалась область раннего вмешательства, в которой мы работаем. Москва – это место, где создается прецедент в постановке вопроса, и конференция «Другое детство» – один из ярких примеров.

PJ: Считаете ли вы, что в подготовке практических психологов нужно опираться только на зарубежный опыт?

— О.П.: Нет, мы так не считаем. У нас, тем не менее, есть определенные предпочтения, обусловленные научной достоверностью.

— Н.П.: Я бы разделяла здесь разные направления психологии. Подходы, которые мы используем в своей практической работе, мне, как практическому психологу, дают больше возможностей ответить на возникающие в работе вопросы. Есть задачи, которые эффективно решаются при помощи методической базы, которая уже используется в отечественной психологии; это прежде всего задачи, направленные на оценку психического развития ребенка; это различные обучающие методики, определяемые ведущей ролью взрослого. Однако если необходимо понять, как социальный и эмоциональный опыт отношений с близкими, который приобрел ребенок в семье или в учреждении, влияет на появление у него эмоциональных, поведенческих или соматических симптомов, то теория привязанности или системные теории мне, как психологу-практику, в осмыслении возникших проблем помогают больше.

  — PJ: Сегодня во время секционного заседания шел разговор о том, будет ли возрастать ценность ребенка в современном мире. Вы сказали, что прогноз довольно пессимистический. Почему?

— Н.П.:  Мой пессимизм связан с той общественной системой, в какой живут наши дети. Я очень оптимистически настроена в отношении потенциала каждого конкретного человека, каждого конкретного ребенка или семьи. Исследования, проведенные в домах ребенка, показывают, что при изменении системы – изменяется поведение и состояние детей, включая познавательное развитие. Это значит, что потенциал есть. Другой вопрос – что на современном этапе в нашем обществе много неопределенности в самых различных областях. Создается впечатление, что пока как будто не до психологических потребностей детей, да и взрослых тоже, что сейчас, скорее, происходит «симптоматическое лечение».  Например, может уделяться внимание проблемам трудных подростков, однако ранняя помощь только начинает развиваться. Слабая законодательная база, в частности, направленная на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, или детей, сталкивающихся с жестокими отношением взрослых. И мой пессимизм связан именно с этим.

PJ: Итог сегодняшнего дня конференции?

— О.П.: Сожаление, что мы так рано уезжаем. Здесь собрано очень мощное профессиональное сообщество. Впечатляет сотрудничество профессионалов-психологов  и представителей власти. На пленарном заседании глубокое впечатление произвело выступление о. Владимира, который говорил именно о проблемах, которые беспокоят всех нас в профессиональной деятельности. Поэтому нам очень жалко уезжать.   

Материалы конференции "Другое детство" — http://conf.childpsy.ru/2009/

 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS