Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Публичная лекция В.В.Москвичева «Нарративная терапия и работа с сообществами», Москва, МГППУ, 03 февраля 2010, 18.15-21.00

Научный лекторий МГППУ приглашает всех желающих на лекцию, посвященную нарративному подходу в психотерапии.

Лектор: Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель управления по социально-психологической адаптации и развитию подростков (Центр «Перекресток»)

Нарративный подход опирается на представление  о том, что все происходящие события и ситуации люди связывают в истории.

Вы сможете  узнать о роли этих историй в жизни людей и работе нарративного терапевта, в ходе которой клиент перестраивает свои жизненные истории в более позитивные и предпочтительные для него.

Также вы познакомитесь  с особенностями позиции нарративного терапевта в психотерапевтической практике, методами преодоления сопротивления и применением этого подхода в семейной психотерапии. 

Аннотация лекции.

Вход по предварительной регистрации!

Форма регистрации на сайте www.mgppu.ru/lektoriy 

Цикл лекций: с 11 ноября 2009 по 26 мая 2010.

Публичные лекции проходят по средам в МГППУ.

Начало лекций: 18:15. Аудитория: 311.

Адрес: Москва, ул. Сретенка, 29, ст. м. Сухаревская.

Организатор лекций: Управление координации, планирования НИР и подготовки научных кадров МГППУ.

Тел: +7 (495) 632-94-55, доб.10-46
E-mail: competence@mgppu.ru 

Информационные партнеры:

Смотрите отчеты и презентации проведенных публичных лекций.


Отчет о лекции

03 февраля 2010г. прошла тринадцатая публичная лекция МГППУ.

«Нарративная  терапия и работа с сообществами»

Москвичев В.В.Лекцию прочел Москвичев Вячеслав Викторович, руководитель Центра социально-психологической адаптации и развития подростков (Центр "Перекресток" МГППУ).

    Лекция  была посвящена нарративному подходу в психотерапии. Это направление в консультировании и социальной работе, основывающееся на идее о том, что жизни и отношения людей формируются в процессе социального взаимодействия.

    Методы  и технологии, развиваемые в контексте нарративной терапии, сама позиция нарративного терапевта, не просто позволяют решать проблемы, а помещают общение терапевта и человека, которому тот оказывает помощь, в такой контекст, в котором сами понятие "сопротивление клиента", "немотивированность" теряют смысл. Нарративный практик помогает человеку изменить ситуацию, которую сам человек считает проблемной, и становится со-автором новой истории, предпочитаемой самим человеком. Именно поэтому нарративная терапия становится востребованной в социальной работе с людьми, которых часто относят к «трудным клиентам». 

    Лекция  состояла из двух частей: теоретической  и практической.

     В начале теоретической части Вячеслав Викторович раскрыл понятие нарративной метафоры. В соответствии с ней, человеку свойственно объединять множество событий своей жизни в истории, повествования, которые человек рассказывает о себе другим и самому себе. При этом часть событий (большая часть) остается за пределами повествования. Порой, сложившаяся история жизни человека носит проблемно-насыщенный характер, оставляя за рамками события и истории, не укладывающиеся в доминирующий сюжет.

    Основной  идеей в нарративной терапии  является «мультиисторичность» жизни, то есть наличие разных историй у  человека в зависимости от событий, которые в нее входят. И здесь важной задачей для терапевта является помощь человеку в выстраивании на основе этих событий предпочтительной истории собственной жизни.

    Одна и та же история может быть пересказана с разных точек зрения, и то, как это будет сделано, повлияет на восприятие, оценку происходящего и дальнейшие действия человека.

    Далее Вячеслав Викторович рассказал об основателе нарративной практики Майкле Уайте, его профессиональном пути от социального работника в детском психиатрическом госпитале и системной терапии к созданию нарративной практики.

    Лектор дал сравнительную характеристику структуралистского и постструктуралистского взглядов на психотерапию и представление о личности. Была представлена концепция о коллективном, социальном характере идентичности, в противовес индивидуальной, основанной на представлениях о «внутренней сущности».

   В конце теоретической части были описаны основные техники нарративного подхода:

  • экстернализующая беседа;
  • беседа, направленная на восстановление авторской позиции;
  • беседы, направленные на восстановление участия;
  • церемония принятия самоопределения;
  • беседы, выделяющие уникальные эпизоды;
  • беседа об отсутствующем, но подразумеваемом;
  • беседа о чувстве личной несостоятельности;
    создание документов.

   В большинстве своем данные техники  представляют собой искусство задавания  вопросов, расспрашивания, из позиции  уважительного искреннего интереса.

   В практической части были более подробно представлены некоторые из техник, названных М.Уайтом «картами» (карта - это схема, последовательность расспрашивания), которые дают практику ориентиры и направления расспрашивания, но не предопределяют маршрута и всегда оставляют непредсказуемым конечный пункт путешествия, которое проделывают практик вместе с человеком, обратившимся за помощью.

   Совместно со слушателями была разобрана карта  экстернализующей беседы, были представлены практические примеры из практики слушателей, и возможности их пересмотра в новой перспективе.

   С помощью карты, восстанавливающей  авторскую позицию, слушателям было предложено увидеть саму лекцию как  событие одной из возможных историй  их собственной жизни.

   В качестве одой из важнейших карт нарративной  практики была описана карта опроса внешних свидетелей, предполагающей приглашение людей, к свидетельствованию и обогащению истории человека, ищущего психологической помощи.

Презентация лекции(скачать, посмотреть)

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент лекции


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS