Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

"Прислушивайтесь к родителям!": интервью с М. Кроули

Это интервью было взято у Мэри Кроули, главы Международной федерации обучения родителей, на всемирной конференции ЮНЕСКО по вопросам воспитания и образования детей дошкольного возраста. Мэри выступала на одном из организованных Московским городским психолого-педагогическим университетом специальном мероприятии, тема которого звучала так: "Сотрудничество с родителями в воспитании и образовании детей младшего возраста". О том, как организовано взаимодействие с родителями в Великобритании и с какими трудностями приходится сталкиваться психологу при работе с ними читайте в ее интервью.

Кто платит за услуги для родителей?

У нас в Великобритании услуги по обучению родителей обычно предоставляются бесплатно. В других странах может быть иначе. Например, в США обучение родителей обычно платное, если его не компенсируют местные власти. В Германии я знаю программу, где платят только обеспеченные семьи, а бедные – нет. Я считаю, что такие услуги должны быть бесплатными, потому что в итоге это выгодно для самого государства.

Как происходит информирование родителей об услугах? Каким образом удается их привлечь?

Мы распространяем печатные листовки. Очень эффективно работать с людьми, к которым родители сами обращаются за помощью: учителями, педиатрами. Лучше всего сделать так, чтобы они пришли к вам и посмотрели на вашу работу своими глазами. Тогда они не просто будут выдавать родителям буклеты, но и рассказывать что-то в духе: «Эти курсы для родителей в здании слева от станции. Я однажды обратилась к ним за консультацией, и это было здорово. Там есть одна милая дама – она же хороший специалист – работает по средам и субботам» и так далее.  «Сарафанное радио» - самая лучшая реклама.

В подготовке специалистов в сфере обучения родителей в России существует весьма распространенный парадокс, - группы для отцов открываются под руководством женщин, ведь женщины вообще преобладают в сфере воспитания.

Да, для Великобритании это тоже типично. Самое важное для ведущего группы – знать, что он делает, иметь адекватную подготовку для такой работы, а вовсе не пол. Переживания и опыт отцов и матерей не так уж отличаются; мы надеемся развивать эмоциональные связи с ребенком, понимание его потребностей у обоих родителей, поэтому не относимся к отцам как к отдельному биологическому виду. Для меня проблема в том, что женщина-ведущий может пользоваться меньшим уважением в группе для отцов, но женщины в России руководят очень многим, так что все может быть в порядке.

Но, с другой стороны, в этом и проблема. Когда отцы приходят в группу и опять видят женщину, которая руководит, то думают, что можно расслабиться и отстраниться о т процесса…

Думают, что все сделают за них. Я хочу сказать, что стоит попробовать «завербовать» несколько мужчин, но это будет непросто. Придется использовать разные способы, чтобы привлечь, в первую очередь друзей, мужей, сыновей – тех людей, для которых вы уже в чем-то значимы. Действительно, когда мужчина участвует в группе, это привлекает отцов. Если они видят хотя бы одного участника-мужчину, это уже служит для них ободрением. Если я, будучи женщиной, приду на какое-нибудь собрание, где нет ни одной женщины, я немного напрягусь. Так что заполучите к себе пару мужчин – и отцы придут.  Иногда оформление служб поддержки родителей слишком «миленькое» - лучше не злоупотреблять розовыми плюшевыми мишками, использовать поезда, машинки – то, что нравится мужчинам. И главный секрет в привлечении мужчин – кормите их! Предложите им угощение, это всегда работает.

Еще один вопрос – в наших государственных учреждениях много начинающих психологов, выпускников вузов, у которых нет своего родительского опыта (не считая того, что они сами когда-то были детьми).

Мы считаем, что любой, кто работает с родителями, должен иметь соответствующую профессиональную подготовку.  Не все психологи готовы предоставлять услуги для родителей; такая работа выходит за пределы экспертных знаний психолога. Очень сильно влияет на мое родительское поведение то, как я себя чувствую, мои партнерские отношения также влияют  - и мне требуются не только знания по детской психологии, но и осознание своих собственных чувств. Сегодня я могу сердиться, завтра – прекрасно себя чувствовать. Я знаю про себя, что когда на меня давят или я волнуюсь за детей, то я бросаюсь на всех, как медведь. И вот это мое состояние, мои отношения с мужем, то, как меня растили мои родители – все нужно осознавать.

Мы считаем просто нечестным просить людей поработать с родителями, не предоставляя им специальной подготовки для этого. Мы разработали курсы повышения квалификации для работы с родителями. На них могут учиться люди с базовым медицинским или психологическим образованием, но также и те, кто вообще не имел отношения к этой сфере, и просто сами родители. Не обязательно быть экспертом по детям – если проблема в ребенке, мы пригласим детского психолога. Но большинство родителей – никакие не психологи. Их проблемы – это то, что происходит в их жизни, и в этом может быть масса ловушек для специалиста. Поэтому в первую очередь мы учим людей слушать других. В нашем обществе большинство людей прекрасно вещают, но плохо слушают. Я сама разработала программу подготовки к работе с родителями, но не могу похвастаться навыками слушания, я – оратор, как вы уже заметили (смеется).  Специалисты выслушают родителей, а родители – прислушаются к ребенку. А подряжать к такой работе молодых специалистов, не подготовив их, нечестно.

С другой стороны, если существуют курсы профессиональной подготовки, окончив их, можно работать с родителями и без своего родительского опыта – вы просто будете понимать, что именно вы делаете, будете уверены в себе. Но это опасная работа – ведь она затрагивает самые глубинные эмоции – ей просто страшно заниматься. Я сама – чиновник, просто беседую с людьми, вот в Москву приехала (смеется), а с родителями не работаю: это слишком сложно для меня, потому что слишком важно.

Последний вопрос – о самой сложной части работы. О работе с девиантными семьями, где практикуются те или иные формы жестокого и пренебрежительного обращения с детьми, или семьями, которые попали в такую сложную социальную ситуацию, что она негативно влияет на психологическую и педагогическую стороны ее жизни. Их каким-то образом включают в общую программу обучения родителей?

Нет, им нужно кое-что сверх того. Хотя общая программа им явно не помешает, требуется специализированная помощь. Вот для работы с такими семьями, на мой взгляд, психологическое образование очень полезно, но нужна и специальная подготовка. Например, для работы с родителями-правонарушителями в тюрьме или родителями, страдающими психическими заболеваниями, что сильно отличается от обычных служб поддержки родителей. Неправильно начинать такую работу без подготовки. И еще один важный момент, на который я хочу обратить внимание, - это супервизия и поддержка для тех, кто работает с родителями, потому что это нелегкое дело. Им нужна хорошая профессиональная супервизия и поддержка, иначе они «сломаются» и «перегорят».

Я знакома со шведской моделью поддержки родителей, в которой предлагается создавать инклюзивные родительские группы из 4-5 обычных семей и 1-2 семей в сложной жизненной ситуации. Они общаются. «Благополучные» семьи создают, как говорят российские психологи, зону ближайшего развития для «неблагополучных», и ситуация улучшается.

У большинства таких групп, работу которых я наблюдала в Швеции, нет специально подготовленных ведущих.  Они придерживаются модели образования взрослых, согласно которой члены группы помогают друг другу. Я спорила с моими шведскими коллегами на эту тему – они говорили, что все будет хорошо. И такая форма работы очень экономичная. А я нервничала, потому что в качестве ведущего мне хочется видеть человека со специальной подготовкой для работы с родителями.


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS