Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Эксперимент длиною в жизнь: путь и слово Александра Суворова

С 1963 в городе Загорске (сейчас Сергиев Посад) существует уникальная школа-интернат, где воспитываются дети, лишенные зрения, слуха и речи. Одним из создателей этого уникального учебного заведения был профессор Александр Иванович Мещеряков. В то время Алексей Иванович в своих научных работах разрабатывал теорию формирования потребностей человека, и, продолжая традицию И. А. Соколянского, он подошел к проблеме психологических условий возникновения первых средств общения слепоглухого ребенка – жестов – из собственно предметного действия. Одновременно с научной работой А. И. Мещеряков продолжает и доводит до конца организационную работу по открытию специального учебного учреждения для слепоглухих в нашей стране.

А. И. Мещеряков разговаривает со своими воспитанницамиДля организации нового специального учебного учреждения Мещерякову и сотрудникам его лаборатории О. И. Скороходовой, Р. А. Мареевой, педагогам Ф. М. Казакевич и Г. В. Васиной необходимо было решить много организационно-практических задач.

Во-первых, нужно было выявить и учесть слепоглухих, нуждающихся в обучении. Для этого были сделаны обращения в специальные школы, были организованы выступления по радио. Второй задачей была собственно организация учебного учреждения для слепоглухих. Сначала в организации такого рода заведения было отказано, но благодаря настойчивости Мещерякова и помощи многих известных людей было принято решение об открытии детского дома для слепоглухих детей. Следующей задачей была подготовка учителей и разработка учебных материалов – программ и пособий, позволяющих начать процесс обучения. Были организованы специальные курсы по подготовке педагогического персонала. Одновременно с этим необходимо было создать учебные программы и методические пособия для обучения слепоглухих.

Итогом проделанной работы явилось то, что 1 сентября 1963 года детский дом дляСлепоглухонемая девочка овладевает навыками самообслуживания слепоглухонемых Министерства социального обеспечения РСФСР стал принимать детей.

В начале 60-х годов Мещеряков общается с зарубежными специалистами в области слепоглухоты. В составе делегации дефектологов он посещает Румынию, принимает участие в международных семинарах по проблемам слепоглухоты в Великобритании. Известные зарубежные специалисты приезжают к нему с ответным визитом.

В мае 1971 года Мещеряков защитил с успехом докторскую диссертацию на тему «Слепоглухонемые дети (психическое развитие в процессе обучения). Впечатление, произведенное защитой диссертации на научную общественность, подтолкнуло Лабораторию обучения и воспитания слепоглухих детей под руководством А. И. Мещерякова НИИ дефектологии АПН СССР и психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством академика А. Н. Леонтьева провести эксперимент по обучению четырех слепоглухих студентов по программе высшей школы. Мещеряков хотел воспитать группу активных и образованных слепоглухих людей, которые смогли бы в дальнейшем создать организацию слепоглухих, способную помочь людям с подобными проблемами.

В 1971 году четверо воспитанников Загорского детского дома для слепоглухих были переведены на психологический факультет МГУ. Первое время сотрудникам лаборатории приходилось сидеть на лекциях возле каждого слепоглухого студента, передавая слова преподавателя дактильной (пальцевой) азбукой на ладонь своего подопечного. Потом стали использовать магнитофон, запись с которого расшифровывалась рельефно-точечным шрифтом Брайля. Впоследствии для обучения стали применять телетактор, который передавал печатный текст рельефно-точечной азбукой. И наоборот: напечатанная азбукой Брайля речь студентов в виде текста появлялась на экране монитора педагога. Преподаватели получили возможность общаться со студентами самостоятельно и даже проводить семинары и обсуждения. После 6 лет обучения четверо дипломированных слепоглухих психологов покинули стены МГУ.

Этими выпускниками были:Лернер Ю. М.

Лернер Юрий Михайлович, 25 лет. Потерял зрение в 4 года, слух в 7 лет, с 9 лет обучался по программе начальной школы слепых индивидуально с педагогом на дому, продолжил обучение в Детском доме с 17 лет.

Юрий увлекался скульптурой, и его дипломная работа была посвящена занятиям этим искусством со слепоглухими людьми. После ВУЗа жил с родителями. На Новодевичьем кладбище стоит памятник профессору Мещерякову, отлитый по бюсту, сделанному руками Юрия Лернера

Суворов А. В. и Корнеева Н. Н.

Корнеева Наталья Николаевна, 21 год. Нарушения зрения и движений наблюдались после заболевания в 2 года 6 месяцев, с 9 лет обучалась сначала в массовой школе, а затем в школе слепых, но после 11 лет стала терять слух и с 12 лет обучалась в экспериментальной группе НИИ дефектологии, а затем с 13-ти лет в Детском доме.

 

Наталья окончила МГУ и вышла замуж, родила двоих детей. Обеим дочерям с детства знакома жестовая речь.

Сироткин С. А.

Сироткин Сергей Алексеевич, 22 года, тугоухий с рождения, ослепший окончательно в 5 лет, начавший обучаться под руководством И.А.Соколянского с 6 лет в детском саду для глухих с индивидуальным педагогом, а затем также индивидуально в школе для слепых, поступивший в Детский дом в 14 лет.

Сергей заведует сектором слепоглухих в институте реабилитации слепых при Президиуме Всероссийского общества слепых. С помощью слухового аппарата может слышать речь знакомого человека на расстоянии двух-трех метров и даже по телефону, если ему хорошо знаком предмет разговора.

Суворов А. В.

Суворов Александр Васильевич, 17 лет, ослеп в 5 лет, с 7 лет обучался в школе слепых, а после потери слуха в 11 лет поступивший в Детский дом в Загорске.

 

Из воспоминаний Александра Суворова:

 «9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками загорского детдома я был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей.

В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова, в качестве стажёра. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей — моя собственная тогдашняя инфантильность: в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата зрелости…»

В 1977 году Суворов окончил факультет психологии МГУ и был принят на работу в должности младшего научного сотрудника в лабораторию теоретических проблем психологии деятельности НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР ( теперь — ПИ РАО). Позже он защитил сначала кандидатскую диссертацию (1994), а впоследствии стал доктором психологических наук (1996).

В 80-х годах работал с детьми. Сначала в своем родном детском доме, затем первый раз в жизни побывал в обычном пионерском лагере, а через несколько лет туда впервые приехали четыре слепоглухих ребенка.

Первая книга, написанная Суворовым— «Школа взаимной человечности» вышла в свет в 1995 году, вскоре за ней последовали книги «Слепоглухой в мире зрячеслышащих» и «Достоинство (лирико–психологическое самоисследование)».

С 1996 года он стал совмещать работу в Психологическом институте РАО вместе с должностью доцента кафедры педагогической антропологии Университете Российской академии образования и Психологическом институте РАО.

Сейчас Александр Васильевич перешел на основную работу в Московский городской психолого–педагогический университет (МГППУ) и является ведущим научным сотрудником лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ.

Он много и охотно выступает. Совсем недавно состоялась публичная лекция посвященная совместной педагогике и ее принципам. И читал лекцию Суворов Александр Васильевич. Его ассистентом был Олег Игоревич Гуров.

В самом начале лекции слушателям был показан фильм «Детская вешалка» о жизни А. В. Суворова.

Суворов А. В. и Гуров О. И. во время публичной лекцииВ своем вступлении Александр Васильевич рассказал о современном состоянии инклюзивного образования и об отношении к этой проблеме. Далее перешел к описанию разработанной им модели совместной педагогики и ее принципам.

Также слушателям было рассказано о некоторых основных принципах совместной педагогики:

  • Самый главный принцип – принцип взаимной человечности. Здесь имеется в виду, что необходимо на человечность отвечать человечностью, на заботу – заботой. Человечность можно воспитать только человечностью же.
  • Следующий принцип – принцип совместно-разделенной деятельности, т. е. дозированной помощи во взаимодействии людей между собой и, в частности, в общении взрослого и ребенка. Взрослый направляет ребенка, чтобы выполнить какое-либо действие, но действуют сами дети.
  • Принцип – принцип самосоревновательности, т. е. соревнование с самим собой: стремиться, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня.

Далее Александром Васильевичем были рассмотрены четыре этапа развития личности.

  • Стихийное саморазвитие в процессе овладения навыками самообслуживания в быту под руководством и с помощью близкого взрослого. Любое развитие является саморазвитием, т.к. в этом процессе прилагаются личные усилия.
  • Стихийное саморазвитие в процессе совместно разделенной деятельности, как с взрослыми, так и с детьми.
  • Стихийно-сознательное саморазвитие в ролевой игре и в реализации всевозможных увлечений. У ребенка появляется увлечение. Он начинает развиваться в избранном виде творчества. Ребенка, особенно инвалида, больше не надо подталкивать к деятельности, т.к. он ей увлекся. Происходит планирование своей жизни, развивается личность.
  • Сознательное саморазвитие в зрелом творчестве и самотворчестве. Этот этап является следствием развития личности. Его достигают не все.

В заключение лекции Александр Васильевич ответил на вопросы слушателей, о себе, трудностях и возможностях, творческих планах и пожелал нам всем “положительной бухгалтерии”.

Об истории жизни Александра Суворова можно узнать из фильма, подготовленного корреспондентами РИА Новости «На грани темноты и тишины – история профессора Суворова».

Александр Суворов – единственный в России слепоглухой профессор. Он написал более 20 книг, является ведущим сотрудником лаборатории МГППУ, читает лекции в этом университете. Сам Суворов, а также его друзья, коллеги и студенты рассказывают о жизни этого уникального человека.

 

Ссылки:

  1. Официальный сайт А. В Суворова.
  2. Персональная страница А. В. Суворова на портале PsyJournals.
  3. Отчет о публичной лекции А. В. Суворова «Детская вешалка».
Литература
  1. Басилова Т. А. Александр Мещеряков [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scepsis.ru/authors/id_317_full.html 
  2. Суворов А. В. Автобиография [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://suvorov.reability.ru/auto.html
  3. Кочемина Н. Большой советский эксперимент [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dislife.ru/flow/theme/73/ 
  4. Мещеряков А. И. Познание мира без слуха и зрения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_960.html

 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS