Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

У страха глаза не велики

Баба Яга, эскалатор, машины, лекарства, вода, высота, возможная неудача и даже соседка по подъезду — это лишь малая часть вещей, которые вызывают страх у детей и подростков. То, что взрослым кажется обычным или даже не существующим, для детей порой становится настоящим кошмаром. В такой ситуации они нуждаются в помощи и поддержке родителей. И помогать нужно с умом, т.к. последствия необдуманных действий в этот момент могут быть крайне плачевными. Для начала необходимо разобраться, что представляет собой понятие «страх».

Страх — это эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли, которая появляется в результате реальных действий опасных для индивида, страх возникает при их предвосхищении [3].

Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер. Это одна из первых эмоций, которую человек испытывает в своей жизни [2]. Ребенок знает об окружающем мире гораздо меньше, чем взрослые, и поэтому начинает бояться многих вещей, которые взрослым кажутся совсем нестрашными. Поэтому родителям зачастую детские страхи кажутся вымышленными, но для самих детей они вполне реальны. Ребенок имеет право бояться и выражать свои опасения, независимо от того, мальчик он или девочка, большой или маленький. Он имеет право быть самим собой, не подстраиваться под тот идеальный образ, который рисуют себе взрослые. Все дети чего-нибудь боятся и это нормально. Задача родителей — принять страх ребенка и помочь ему преодолеть его. В каждом возрасте есть свои ведущие страхи и способы их преодоления.

«Нарисуй свой страх»

Ребенок рисует свой страх, затем ему предлагается несколько вариантов избавления от него: уничтожить рисунок, украсить его; подружиться с ним, нарисовать себя рядом.

Дошкольники

Исследование  Авдеевой Н.Н. и Кочетовой Ю.А. показало, что возникновению страхов у дошкольников способствуют следующие аспекты детско-родительских отношений:

  • отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком;
  • непринятие (отвержение) ребенка родителем;
  • высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях [1].  

Наиболее часто встречающимися страхами в дошкольном возрасте являются страх смерти, страх сказочных персонажей, страх психологического одиночества, страхи нападения и страх войны.  

Ряд других страхов, несмотря на свою меньшую выраженность, достигает максимума именно в младшем дошкольном возрасте: у мальчиков в 3 года — это страх темноты, замкнутого и открытого пространства, воды, врачей; в 4 года — страх одиночества и транспорта; у девочек - страх одиночества, темноты и боли. Также может наблюдаться и страх высоты. Такие дети не съезжают с горки, быстро усваивают предосторожности, например, не подходить к открытому окну, не стоять на краю обрыва.

У детей старшего дошкольного возраста преобладают страхи боли, повреждения. Ребенок осознает этот страх только тогда, когда начинает ощущать свою уникальность. Присутствуют страхи огня и пожара. Они являются одним из проявлений страха смерти, который в свою очередь выступает на первый план. Он характерен для старших дошкольников ввиду того, что в этом возрасте интенсивно развивается абстрактное мышление, способность к обобщениям, происходит осознание времени и пространства. Таким образом, ребенок осознает необратимость происходящих возрастных изменений.

Как помочь?

Родителям не нужно создавать из этих страхов проблемы. Необходимо вовремя  успокоить детей, ласково поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном выполнении своих требований. Для коррекции страха темноты необходимо всего лишь оставить включенным небольшой ночник или неплотно закрытую дверь в комнату. И не стоит спешить — выключайте на ночь свет, только когда ребенок сам захочет.  Нельзя заниматься «закаливанием», т.е. если ребенок боится темноты и спать один, не закрывайте его в комнате «чтобы привыкал». В лучшем случае вы еще сильнее напугаете ребенка. Но последствия могут быть куда печальнее. Это неврозы, заикания, а также отклонения в развитии. Не нужно кричать на ребенка, ведь   все что угодно, можно объяснить спокойно. Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем более нельзя ругать и наказывать детей за трусость. Важно дать понять ребенку, что вы его хорошо понимаете,  так как объяснить ребенку, что «монстров не существует», обычно невозможно.

«Сочинение рассказа на тему страха»

Задача психолога — приблизить ребенка к реальности, для того чтобы он осознал абсурдность своего страха. Осуществляется это через введение в рассказ элементов юмора.

Младший школьный возраст

Несмотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих в данном возрасте будет страх опоздания в школу. В более широком плане он означает страх не соответствовать требованиям родителей, страх наказания/порицания родителей, сделать что-либо не так, как следует, как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики, обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм. 

Как показало исследование Авдеевой Н.Н.и Кочетовой Ю.А., наиболее неблагоприятными типами детско-родительских отношений (в плане возникновения страхов) у младших школьников являются:

  • сверхтребовательность родителей (ребенок будет находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности, нерешительности);
  • гиперконтроль со стороны родителей (мнительное отношение к ребенку, чрезмерная концентрация на его социальном статусе среди друзей,  заостренное ожидание от ребенка успехов в учебе, а в будущем в профессиональной деятельности рождают страх несоответствия требованиям родителей, страх совершить ошибку) [1].

Как помочь?

Прежде всего, необходимо сформировать более адекватное отношение к школьным успехам ребенка и осознать, что оценки – это не самое главное в его жизни и в жизни родителей. Для преодоления страха не справиться с заданием ребенку будет полезно периодически вспоминать свои победы, повышать уверенность в себе,  учиться навыкам эффективного разрешения проблем. Нужно всячески поощрять, развивать и укреплять интересы ребенка. При необходимости стоит поговорить с учителем об особенностях ребенка, вместе искать способы снижения страха. Постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка  более спокойно чувствовать себя в этой ситуации. 

«Фантазирование»

Не у всех детей страхи выражены конкретно. В таких случаях ребенка можно попросить закрыть глаза и пофантазировать на тему «Как я представляю свой страх». Не только представить как он выглядит и его размер, но и чем он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку предлагают побыть этим страхом и рассказать от его имени о своих ощущениях, зачем данный страх пугает людей. Пусть ребенок от имени страха расскажет самому себе кто он, как от него избавиться.

Подростки

Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой - быть вместе со всеми, принадлежать группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Страх изменения имеет и физиологическое обоснование, поскольку в период полового созревания происходят волнующие сдвиги в деятельности организма. У подростков выражены также страхи нападения и пожара, у мальчиков, к тому же, страхи заболеть, у девочек - стихии и замкнутого пространства. Все перечисленные страхи носят главным образом характер опасений и так или иначе связаны со страхом смерти, напоминают о нем подчеркнутым и определенным образом сфокусированным инстинктом самосохранения.

Все страхи можно условно разделить на природные и социальные: 

  • Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения и, помимо страхов смерти себя и близких, включают страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихии, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков и т.д.
  • Социальные страхи - это страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справиться, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждения со стороны сверстников. Следствием этого будет страх отсутствия признания, групповой поддержки, как и страх, быть изгоем и отвергнутым. Таким образом, в мотивации страха «быть не собой» присутствуют страхи «быть ничем», «не тем» и «никем» [4].

Как помочь?

Родителям стоит рассказать ребенку о своѐм опыте негативных отношений со сверстниками и о том, как им удалось справиться с этими ситуациями. Помочь ребенку найти безобидные способы выражения гнева на обидчиков, обучать ребенка общаться с другими людьми. Помочь ребенку выйти из позиции беспомощной жертвы, повышать самооценку и уверенность в себе. Создать психологически комфортные условия для ребенка, которые помогли бы ему чувствовать себя защищенным.

«Страх темноты» (для детей 4-6 лет)

В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном (днем - в комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в затемненной комнате на видном месте.

Детские страхи абсолютно нормальное и естественное явление. Они свойственны всем детям независимо от их возраста, пола, социального положения, типа воспитания. Для того, чтобы преодолеть страх, родителям необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут сказать родителям обо всем, что их пугает. Ребенок, который слышит похвалу в свой адрес, чувствует любовь, поддержку и, главное, понимание со стороны родителей быстро перестает бояться и забывает свои страхи.

Литература по теме:

Литература
  1. Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А. Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей // Психологическая наука и образование. 2008. №4. – C. 35 – 47
  2. Захаров А. И. «Дневные и ночные страхи у детей». - СПб.: Издательство «Союз», 2004.
  3. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
  4. Шишкова Е.Ю. Работа с детскими страхами на Детском телефоне доверия // Телефон доверия как средство психологической помощи детям, родителям, педагогам.

 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017