Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Смартфон как средство для проведения исследований в когнитивной психологии

Количество смартфонов, активно используемых во всем мире, неуклонно увеличивается, и к 2013 году превзойдет один миллиард. Уже ни у кого нет сомнений, что смартфоны - важная часть нашей повседневной жизни. Недавно в электронном журнале PLoS ONE была опубликована статья коллектива исследователей из стран Европы, США и Сингапура, в которой они показали возможность использования смартфона для сбора экспериментальных данных в когнитивной психологии.

Обычно когнитивные психологи, изучающие, например, память или внимание, привлекают для участия в своих экспериментах относительно небольшие группы испытуемых (редко когда размер выборки в отдельной экспериментальной серии составляет больше, чем несколько десятков человек). Их приглашают в лабораторию, где исследование проводится в строго контролируемых условиях. Однако ученых неизменно интересовал вопрос, какие существуют способы для того, чтобы расширить свои выборки без значительных лишних затрат.

Одним из таких способов является проведение исследований через интернет (например, можно поучаствовать в исследованиях привлекательности лиц, глазомера или пройти тестирование на странице Американской психологической ассоциации). Однако, считается, что в таком случае чрезвычайно сложно контролировать до миллисекунды точность времени предъявления стимулов и ответов участников эксперимента, что в большинстве экспериментов является необходимым условием. Поэтому несмотря на то, что исследования, проводимые через интернет, являются замечательной возможностью набрать большое количество данных, в тех случаях, когда дело доходит до точного контроля времени, от этого способа, к сожалению, приходится отказываться.

На этот раз ученые решили воспользоваться смартфонами, производители которых заявляют о встроенном в эти аппараты тайминге с крайне малой временной погрешностью. Смартфоны распространены по всему миру, что делает их особенно удобным инструментом для изучения языковых и культурных различий, например, в восприятии эмоций или в психолингвистических экспериментах.

Стефан Дюфо из Марсельского университета вместе с коллегами из Франции, Нидерландов, Испании, Бельгии и ряда других стран разработал приложение, с помощью которого провел обширное исследование так называемого лексического выбора. Владельцам смартфонов предлагалось скачать программку, которая предъявляла на экране девайса слова их родного языка вперемешку с псевдословами - то есть, такими наборами букв, которые не имели лексического значения в этом языке. Задача испытуемых - как можно быстрее нажать на кнопку "да", если они видели слово, и "нет", если это был набор букв той же длины. Это классическая парадигма, с помощью которой ранее было проведено большое количество исследований в когнитивной психолингвистике, но до нынешнего момента она не выходила за пределы лаборатории.

Собрав таким образом в течение четырех месяцев результаты более чем 4000 участников по всему миру, ученые сравнили их с лабораторными данными. Несмотря на то, что времена ответов различались в полтора раза, связь между двумя наборами данных была линейной (см. рисунок из статьи в PLoS ONE).

Ученые настроены очень оптимистично и считают, что таким образом добились своей цели, заключавшейся в проведении максимально широкого психолингвистического исследования. В сравнение Стефан приводит проект "Английский лексикон" (The English Lexicon Project), данные для которого набирались в течение трех лет. Коллектив ученых не останавливается на достигнутом и планирует в дальнейшем еще более увеличивать масштабы исследования, привлекая в том числе и участников, родные языки которых основаны на отличных от латинского алфавита системах - например, китайский, японский, греческий. Хотя они явно не упоминают русский язык, на сайте проекта предлагается написать ученым, если вашего родного языка нет в их списке.

 

Источник: PLoS ONE.

Литература:


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017