Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Мегаполис и его обитатели: как выжить в час пик в транспорте

Жителям больших городов ежедневно приходится добираться на работу и с работы в общественном транспорте. Поездки в окружении толпы приводят к неизбежному стрессу. Как сделать эту часть своей жизни хоть немного комфортнее?

Брендан Нельсон из Лондона, метро которого – самое старое в мире, полушутя-полусерьезно предлагает свой рецепт выживания в транспорте. В своем блоге он рассказал о разработанной им стратегии того, как занять место в переполненном вагоне. Он провел бесконечные часы в подземке, наблюдая за поведением людей и анализируя их передвижения, и в итоге выработал несколько правил, позволяющих определить, кто собирается выходить из вагона и как первым проскользнуть на его место. Разумеется, Брендан отмечает, что при этом нужно не забывать уступать места беременным женщинам и инвалидам.

Однако, зачастую совершенно не обязательно вести войну за места в транспорте. Негласные нормы поведения в метро предполагают избегание контакта с другими пассажирами – мы стараемся не вступать с ними в разговор и не смотреть им в глаза. На самом деле, многие люди готовы уступить вам свое место, если вы их об этом попросите – что удивительно, мы недооцениваем процент таких людей.

В исследованиях, проведенных А.Я. Вороновым и коллегами в московском метро и воспроизводящих классический полевой эксперимент Гарольда Такушьяна в нью-йоркской подземке, более 70% случайных людей, которых исследователи просили уступить свое место, сделали это, даже не спрашивая, в чем причина такой просьбы. Разумеется, охотнее всего уступают места женщинам (81%), чем мужчинам (60%). При этом когда людей просили оценить процент тех, кто уступит место в такой ситуации, прогнозы не превышали 50% для женщин и всего 10% – для мужчин. Для выявления связи пола экспериментатора и возраста испытуемых последние были разбиты не две возрастные группы. В целом было показано, что в каждой возрастной группе сохраняется описанная тенденция: женщинам уступают места чаще. Кроме того, молодые испытуемые статистически значимо чаще уступают место. При оценке эмоциональных реакций испытуемых было выявлено, что большинство в течение эксперимента сохраняли спокойное выражение лица, и лишь небольшая часть выражала удивление, смущение или негативные эмоции, такие как возмущение и недовольство.

Если вы все-таки готовы постоять в вагоне метро, или толпа настолько плотна, что сесть совершенно не получается, ученые советуют надеть наушники и включить приятную музыку. Возможно, тогда вам легче будет переносить давку и нарушение вашего личного пространства.

Повсеместное использование музыкальных плееров в переполненном транспорте позволило исследователям из Лондонского университета выдвинуть гипотезу о том, что музыка не только делает поездку на работу приятнее. Кроме этого, прослушивание музыки через наушники может влиять на глубину нашего личного пространства – зону, которую мы считаем принадлежащей лично нам и при появлении в которой постороннего человека мы чувствуем дискомфорт. Ученые оценили влияние на границы личного пространства как эмоциональной валентности прослушиваемой музыки (приятная или неприятная), так и ее источника – индивидуальных наушников и внешнего громкоговорителя.

Личное пространство в этом исследовании определялось как комфортная дистанция между участником и экспериментатором, каждый из которых по очереди приближался к другому. Результаты исследования показали, что во время пассивного условия, когда испытуемый стоял на месте, а экспериментатор постепенно приближался к нему, прослушивание позитивно окрашенной музыки уменьшает глубину личного пространства больше, чем прослушивание негативно окрашенной музыки, и позволяет незнакомому человеку приближаться к нам, не доставляя ощущений дискомфорта. По сравнению с контрольным условием, когда испытуемые не слушали музыку, позитивная музыка через наушники уменьшает личное пространство, тогда как негативная музыка из внешнего источника увеличивает его.

 

Источник: Psypress.

Литература:


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017