Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Личность в образовании: портреты и судьбы

О роли личности в истории сказано много. Сегодня Россия переживает процессы бурных инновационных изменений и качественных преобразований. Модернизация современного российского общества в первую очередь касается сферы образования. Одним из ведущих образовательных учреждений в области высшего психолого-педагогического образвания является Московский городской психолого-педагогический университет. Основателем, идейным вдохновителем и бессменным руководителем университета является ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института РАО, крупнейший специалист в области развивающего образования, коммуникативно ориентированных учебных средств и систем группового обучения Виталий Владимирович Рубцов. Виталий Владимирович - автор более 200 научных работ, включая фундаментальные монографии, многие его работы переведены на английский, французский, немецкий, японский и другие языки. За вклад в науку и практику современного образования он награжден орденом Дружбы, дважды - медалью К.Д.Ушинского, он лауреат премий Президента и Правительства РФ в области образования, заслуженный деятель науки РФ.

Виталий Владимирович Рубцов родился 20 октября 1948 года в Москве. Образование получил в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ, физико-энергетический факультет, 1966-1972). Профессиональную деятельность начал в Научно-исследовательском институте Общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР (НИИ ОиПП АПН СССР, ныне – Психологический институт Российской академии образования (ПИ РАО), в лаборатории «Психическое развитие детей младшего школьного возраста», которой заведовал В.В. Давыдов.

В стенах Психологического института РАО им был пройден путь от младшего научного сотрудника (1972 г.) до директора института. В 1978 г. Виталий Владимирович защитил кандидатскую диссертацию по теме «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)». В 1988 г. – защитил докторскую диссертацию по теме «Психологические основы организации совместной учебной деятельности». С 1992 г. возглавляет ПИ РАО.

В 1997 г. стал ректором Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). В 2007 г. под руководством В. В. Рубцова МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. В 2010 г. вступил в должность председателя Совета учебно-методического объединения вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование».

В.В. Рубцов занимается исследованием психологических закономерностей и механизмов организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Он разработал и работает над внедрением модели обучения, основанной на положении о совместно-распределенных формах деятельности. На основе деятельностного подхода и культурно-исторической психологии (Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева и В. В. Давыдова), а также идей генетической психологии в интерпретации исследователей Женевской школы (А.-Н. Перре-Клермон, А. В. Дуаз)разработал концепцию, получившую название социально-генетической психологии развивающего образования. В.В. Рубцов стал одним из первых отечественных психологов, исследовавших возможности компьютерных технологий в обучении. Он участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», международном проекте ЮНЕСКО «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей».

Под патронажем В.В. Рубцова впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов В.В. Зеньковского, Л. М. Лопатина, Г.И. Челпанова.

В.В. Рубцов ведет и активную издательскую деятельность: является главным редактором ряда научных журналов («Психологическая наука и образование»; «Вестник практической психологии образования»; Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию), а также является председателем редакционного совета журналов «Вопросы психологии», «Культурно-историческая психология» и «Экспериментальная психология».

Помимо этого, В.В. Рубцов - член редакционно-издательского совета трех международных журналов: «Европейский журнал психологии в образовании» (European Journal of Psychology of Education), «Раннее развитие и родительство» (Early Child Development and Care), «Обучение, культура и социальное взаимодействие» (Learning, Culture and Social Interaction).

В настоящее время В.В. Рубцов является заведующим международной кафедрой культурно-исторической психологии МГППУ. Он читает курс лекций "Экспериментальные методы развития понятий у детей в системе культурно-исторической психологии" для аспирантов и молодых ученых. Активно участвует в организации и работе Международной летней школы ИСКАР для аспирантов и молодых ученых, посвященной теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии (2010, 2011). Под руководством В.В. Рубцова успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатские диссертации.

Список основных публикаций В.В. Рубцова.

Доклад В.В. Рубцова о новых возможностях системы образования, связанных с реализаций новых образовательных стандартов и необходимых психологических компетентностях педагогов.

Статья подготовлена по материалам Psyjournals.ru и Wikipedia.


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS