Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Обзор психологических исследований Рождества и Нового года

Обзор исследований Рождества и Нового года - какими видят их ученые-психологи. Смогут ли они помочь разгадать тайну праздничного настроения?

 

Что делает нас счастливыми в Новый год?

Ученые из колледжа Нокс решили выяснить причины нашего счастья в новогодние праздники. Что переживают люди, поздравляя друзей и близких с Новым годом и Рождеством? У 117 американцев, опрошенных в канун Нового года, рассказы о семье и домашнем очаге сочетались с наиболее позитивными эмоциями, тогда как негативные моменты были в основном связаны с вопросами денег и, что удивительно, подарков. Благополучие опрошенных оценивалось при помощи Шкалы удовлетворенности жизнью (SWLS). Кроме того, они оценивали, насколько часто в новогодний период осуществляют те или иные виды поведения - проводят время с семьей, поддерживают новогодние традиции (такие как украшение елки), тратят деньги на подарки, получают действительно приятные подарки от близких, участвуют в благотворительных акциях, и пр. Таким образом, ученые сделали вывод, что счастья на Рождество и Новый год можно достичь не с помощью покупки или получения дорогих подарков, но больше общаясь со своими близкими.

 

Самые вкусные новогодние конфеты?

Если же вы потратили слишком много денег и времени на закупку подарков и не успели вдоволь наобщаться с семьей, может быть, чуточка шоколада сможет поднять вам настроение? Но какой же шоколад выбрать? Горький, молочный, с орехами или кусочками фруктов? Рандомизированное исследование показало: все виды шоколада одинаково поднимают настроение, выбор зависит исключительно от ваших вкусовых пристрастий. В этом исследовании участвовали 180 человек. Они были разбиты на 3 группы, каждый участник получал 50 гр темного или молочного шоколада в день, третья - контрольная - группа не получала дополнительного шоколада, однако участники этой группы (как и двух экспериментальных) могли есть столько шоколада, сколько они едят обычно. Каждый участник оценивал по 11-балльной шкале средний уровень своего ощущения счастья до и после исследования. Кроме того, все они оценили, сколько обычно шоколада (любого сорта) в день они съедают. Однако, в процессе эксперимента испытуемые начинали самовольно переходить с горького шоколада на молочный и наоборот, и авторы исследования в итоге обратили его в шутку.

 

Плохие подарки могут разрушить хорошие отношения

Исследования показали, что на плохие подарки женщины реагируют более положительно, чем мужчины - но только поначалу. Покупать подарки к новому году - тяжелый труд, нередко приводящий, как уже говорилось, к стрессу и огорчениям. Выбирать и дарить их тоже непросто: часто кажется, что твои усилия по выбору подарков для близких недостаточно оцениваются ими. Друзья и родные обычно считают, что вы очень хорошо их знаете, чтобы выбрать им в подарок именно то, что они так хотят получить. Поэтому недостаточная проницательность может привести к сильной обиде. Кроме того, стратегии поведения мужчин и женщин в таком случае различаются: женщины ведут себя так. как будто всю жизнь мечтали именно о той статуэтке или ежедневнике, который вы им вручили, тогда как мужчины вероятнее всего скажут вам в лицо все, что о вас думают. Исследователи из Университета Британской Колумбии сравнили реакции едва знакомых друг другу мужчин и женщин и сложившихся пар на ситуацию, когда один из участников выбирает из предложенного списка в качестве подарка второму то, что тому нравится больше либо меньше всего (получающие подарок заранее ранжировали все варианты по степени предпочтения). В отличие от незнакомых пар, женщины, давно состоящие в отношениях с дарителем, более позитивно оценивали дальнейшие перспективы их совместной жизни, когда получали наименее удачный подарок. Исследователи считают, что это особая форма психологической защиты.

 

Ни в коем случае не дарите деньги!

Деньги безлики и не отражают вашей индивидуальности, а получивший на Новый год деньги даже и не вспомнит, кто их ему дарил. Они ничего не скажут о вашем отношении к тому, кому вы их подарите - разумеется, если только вас явно не просили подарить деньги.  Даже в таком случае стоит добавить к ним небольшой, но приятный сюрприз. 

 

Важнее не получать, а дарить

Любопытное исследование, опубликованное в Science, показало, что тратя деньги на других, мы можем испытывать и приятные переживания - по крайней мере, более приятные, чем если мы тратим их на себя. В первом исследовании Элизабет Данн и ее коллег была выявлена положительная корреляция процента от общего дохода в месяц, потраченного на подарки другим и благотворительность, с оценкой собственного счастья на выборке в 632 человека. Вторая часть исследования - лонгитюдная - включала 16 участников. Их работодатель выплачивал им премию, и те, кто тратил ее на других, через несколько недель после начала исследования чувствовали себя более счастливыми, чем те, кто тратил преимущественно на себя. Третье, экспериментальное исследование, в котором участвовали 46 человек, также показало сходные результаты: в начале дня участникам давали конверт с определенной суммой денег (использовались два варианта - 5 или 20 $) и условием - к пяти часам вечера этого же дня потратить их на себя (1 группа) - то есть, приобрести что-то себе или оплатить счета, либо на других (2 группа) - купить кому-либо подарок или поучаствовать в благотворительной акции. До и после исследования участники оценивали свой уровень счастья. В отличие от тех, кто тратил на себя, потратившие деньги на других в конце дня были более счастливы, чем в начале, независимо от суммы.

 

Литература:

Kasser Tim, Sheldon Kennon M. What Makes for a Merry Christmas? // Journal of Happiness Studies. 2002. Vol. 3. № 4. P. 313-329.

Chan K. A clinical trial gone awry: the Chocolate Happiness Undergoing More Pleasantness (CHUMP) study // Canadian Medical Association journal. 2007. Vol. 177 (12). P. 1539-1541.

Elizabeth W. Dunn, Jeff Huntsinger, Janetta Lun, and Stacey Sinclair (2008). The Gift of Similarity: How Good and Bad Gifts Influence Relationships. Social Cognition: Vol. 26, No. 4, pp. 469-481.

Canice Prendergast, Lars Stole. The non-monetary nature of gifts // European Economic Review. 2001. Volume 45. Issue 10. P. 1793-1810.

Carole B. Burgoyne, David A. Routh. Constraints on the use of money as a gift at Christmas: the role of status and intimacy // Journal of Economic Psychology. 1991. Volume 12, Issue 1.  P. 47-69.

Elizabeth W. Dunn, Lara B. Aknin, Michael I. Norton. Spending Money on Others Promotes Happiness // Science. 2008. Vol. 319. № 5870. P. 1687-1688.


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS