Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Обзор психологических исследований Рождества и Нового года

Обзор исследований Рождества и Нового года - какими видят их ученые-психологи. Смогут ли они помочь разгадать тайну праздничного настроения?

 

Что делает нас счастливыми в Новый год?

Ученые из колледжа Нокс решили выяснить причины нашего счастья в новогодние праздники. Что переживают люди, поздравляя друзей и близких с Новым годом и Рождеством? У 117 американцев, опрошенных в канун Нового года, рассказы о семье и домашнем очаге сочетались с наиболее позитивными эмоциями, тогда как негативные моменты были в основном связаны с вопросами денег и, что удивительно, подарков. Благополучие опрошенных оценивалось при помощи Шкалы удовлетворенности жизнью (SWLS). Кроме того, они оценивали, насколько часто в новогодний период осуществляют те или иные виды поведения - проводят время с семьей, поддерживают новогодние традиции (такие как украшение елки), тратят деньги на подарки, получают действительно приятные подарки от близких, участвуют в благотворительных акциях, и пр. Таким образом, ученые сделали вывод, что счастья на Рождество и Новый год можно достичь не с помощью покупки или получения дорогих подарков, но больше общаясь со своими близкими.

 

Самые вкусные новогодние конфеты?

Если же вы потратили слишком много денег и времени на закупку подарков и не успели вдоволь наобщаться с семьей, может быть, чуточка шоколада сможет поднять вам настроение? Но какой же шоколад выбрать? Горький, молочный, с орехами или кусочками фруктов? Рандомизированное исследование показало: все виды шоколада одинаково поднимают настроение, выбор зависит исключительно от ваших вкусовых пристрастий. В этом исследовании участвовали 180 человек. Они были разбиты на 3 группы, каждый участник получал 50 гр темного или молочного шоколада в день, третья - контрольная - группа не получала дополнительного шоколада, однако участники этой группы (как и двух экспериментальных) могли есть столько шоколада, сколько они едят обычно. Каждый участник оценивал по 11-балльной шкале средний уровень своего ощущения счастья до и после исследования. Кроме того, все они оценили, сколько обычно шоколада (любого сорта) в день они съедают. Однако, в процессе эксперимента испытуемые начинали самовольно переходить с горького шоколада на молочный и наоборот, и авторы исследования в итоге обратили его в шутку.

 

Плохие подарки могут разрушить хорошие отношения

Исследования показали, что на плохие подарки женщины реагируют более положительно, чем мужчины - но только поначалу. Покупать подарки к новому году - тяжелый труд, нередко приводящий, как уже говорилось, к стрессу и огорчениям. Выбирать и дарить их тоже непросто: часто кажется, что твои усилия по выбору подарков для близких недостаточно оцениваются ими. Друзья и родные обычно считают, что вы очень хорошо их знаете, чтобы выбрать им в подарок именно то, что они так хотят получить. Поэтому недостаточная проницательность может привести к сильной обиде. Кроме того, стратегии поведения мужчин и женщин в таком случае различаются: женщины ведут себя так. как будто всю жизнь мечтали именно о той статуэтке или ежедневнике, который вы им вручили, тогда как мужчины вероятнее всего скажут вам в лицо все, что о вас думают. Исследователи из Университета Британской Колумбии сравнили реакции едва знакомых друг другу мужчин и женщин и сложившихся пар на ситуацию, когда один из участников выбирает из предложенного списка в качестве подарка второму то, что тому нравится больше либо меньше всего (получающие подарок заранее ранжировали все варианты по степени предпочтения). В отличие от незнакомых пар, женщины, давно состоящие в отношениях с дарителем, более позитивно оценивали дальнейшие перспективы их совместной жизни, когда получали наименее удачный подарок. Исследователи считают, что это особая форма психологической защиты.

 

Ни в коем случае не дарите деньги!

Деньги безлики и не отражают вашей индивидуальности, а получивший на Новый год деньги даже и не вспомнит, кто их ему дарил. Они ничего не скажут о вашем отношении к тому, кому вы их подарите - разумеется, если только вас явно не просили подарить деньги.  Даже в таком случае стоит добавить к ним небольшой, но приятный сюрприз. 

 

Важнее не получать, а дарить

Любопытное исследование, опубликованное в Science, показало, что тратя деньги на других, мы можем испытывать и приятные переживания - по крайней мере, более приятные, чем если мы тратим их на себя. В первом исследовании Элизабет Данн и ее коллег была выявлена положительная корреляция процента от общего дохода в месяц, потраченного на подарки другим и благотворительность, с оценкой собственного счастья на выборке в 632 человека. Вторая часть исследования - лонгитюдная - включала 16 участников. Их работодатель выплачивал им премию, и те, кто тратил ее на других, через несколько недель после начала исследования чувствовали себя более счастливыми, чем те, кто тратил преимущественно на себя. Третье, экспериментальное исследование, в котором участвовали 46 человек, также показало сходные результаты: в начале дня участникам давали конверт с определенной суммой денег (использовались два варианта - 5 или 20 $) и условием - к пяти часам вечера этого же дня потратить их на себя (1 группа) - то есть, приобрести что-то себе или оплатить счета, либо на других (2 группа) - купить кому-либо подарок или поучаствовать в благотворительной акции. До и после исследования участники оценивали свой уровень счастья. В отличие от тех, кто тратил на себя, потратившие деньги на других в конце дня были более счастливы, чем в начале, независимо от суммы.

 

Литература:

Kasser Tim, Sheldon Kennon M. What Makes for a Merry Christmas? // Journal of Happiness Studies. 2002. Vol. 3. № 4. P. 313-329.

Chan K. A clinical trial gone awry: the Chocolate Happiness Undergoing More Pleasantness (CHUMP) study // Canadian Medical Association journal. 2007. Vol. 177 (12). P. 1539-1541.

Elizabeth W. Dunn, Jeff Huntsinger, Janetta Lun, and Stacey Sinclair (2008). The Gift of Similarity: How Good and Bad Gifts Influence Relationships. Social Cognition: Vol. 26, No. 4, pp. 469-481.

Canice Prendergast, Lars Stole. The non-monetary nature of gifts // European Economic Review. 2001. Volume 45. Issue 10. P. 1793-1810.

Carole B. Burgoyne, David A. Routh. Constraints on the use of money as a gift at Christmas: the role of status and intimacy // Journal of Economic Psychology. 1991. Volume 12, Issue 1.  P. 47-69.

Elizabeth W. Dunn, Lara B. Aknin, Michael I. Norton. Spending Money on Others Promotes Happiness // Science. 2008. Vol. 319. № 5870. P. 1687-1688.


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS