Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Смоделирован процесс эволюции мозга и интеллекта в усложняющейся социальной среде

Человек - социальное существо, и сталкиваясь со множеством задач, начиная с самых простых и заканчивая сложными интеллектуальными вопросами, мы зачастую использум наши социальные связи, чтобы добиться успеха. На сегодняшний день, однако, прямая взаимосвязь уровня интеллекта и сложностью сообщества не была установлена. Заполнить этот пробел попытались ирландские исследователи.

В недавней работе, проведенной учеными из Тринити колледжа Дублина, появились доказательства того, что развитие когнитивных способностей человека в эволюции, а также увеличение размера мозга, может быть обусловлено работой в команде, кооперацией и сотрудничеством с другими членами сообщества. Статья с результатами исследования опубликована онлайн в журнале Proceedings of the Royal Society B. Ее авторы, аспирант Люк МакНейли и профессор Эндрю Джексон, работали в сотрудничестве с Сэмом Брауном из Университета Эдинбурга.

Ученые построили ряд компьютерных моделей искусственных организмов, обладающих искусственным "мозгом". Они, согласно плану исследователей, должны были играть друг с другом в несколько классических социально-психологических игр, таких как Дилемма узника. Всего в эксперименте поучаствовало 50 виртуальных "испытуемых". Игра рассматривалась исследователями как соревнование, победителем в котором становился тот, у кого впоследствии оказывалось больше шансов на размножение и увеличение размера мозга своих потомков - весьма реалистичная модель эволюции!

Позволив мозгам этих смоделированных организмов свободно эволюционировать, ученые смогли показать, что переход от индивидуалистического общества к сотрудничеству в обществе кооперации приводит к усилению естественного отбора особей с наибольшим размером мозга. Получается, с увеличением уровня кооперации самые большие мозги получали все большее и большее преимущество!

Социальные стратегии, которые спонтанно зарождались в этих самых больших, самых умных мозгах, были связаны со сложными процессами выработки навыков, запоминания информации и принятия сложных решений.  В искусственном процессе эволюции, точно так же, как и в реальном, возникали такие особенности поведения как умение прощать, терпение, лукавство и макиавеллистские стратегии. С их помощью индивиды старались адаптироваться к усложняющейся социальной среде.

Эндрю Джексон, один из авторов исследования, поясняет: "Самый сильный естественный отбор, благодаря которому более крупные мозги, обеспечивающие более развитые интеллектуальные способности, возник в тот момент, когда социальные группы впервые начали вступать в кооперацию. Затем все это вылилось в макиавеллистские войны, в которых каждая из сторон стремилась тактически переиграть другие, обмануть их, обвести вокруг пальца. Для этого приходилось постоянно стремиться увеличить объем своего мозга."

 Гипотеза о том, что социальное взаимодействие обуславливает развитие мозга и интеллекта, не нова в психологии и философии, однако результаты в пользу этой идеи в основном сводились к корреляционным исследованиям, в которых у более социальных видов животных и отдельных особей обнаруживался более крупный мозг. Авторы нового исследования впервые нашли доказательство именно эволюционной основы этого процесса. В работе подчеркивается эффективность использования искусственных моделей эволюции для ответа на фундаментальные вопросы о нашем происхождении и развитии.

Данная модель, по словам ее авторов, отличается от всех остальных тем, что использует теоретические данные об эволюционном процессе для построения искусственных нейронных сетей. Это позволяет продемонстрировать не только корреляционную, но и настоящую причинно-следственную связь между двумя событиями: сложность социальных связей в сообществе увеличивается, следовательно, растет размер мозга и уровень интеллекта его членов.

В заключение Люк МакНейли подводит такой итог своей работе: "Получается, экстраординарные интеллектуальные способности человека являются видивой характеристикой, выработавшейся в процессе эволюции. Именно это отличает нас от всех других представителей животного мира. Благодаря социальным отношениям мы имеем сегодня искусства, науку, язык, и, помимо всего этого, еще и способность задавать себе вопросы о своем бытии, о законах физического мира, о нашей роли и нашем месте в этом мире."

 

Литература: L. McNally, S. P. Brown, A. L. Jackson. Cooperation and the evolution of intelligence. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 2012.


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS