Смоделирован процесс эволюции мозга и интеллекта в усложняющейся социальной среде

Человек - социальное существо, и сталкиваясь со множеством задач, начиная с самых простых и заканчивая сложными интеллектуальными вопросами, мы зачастую использум наши социальные связи, чтобы добиться успеха. На сегодняшний день, однако, прямая взаимосвязь уровня интеллекта и сложностью сообщества не была установлена. Заполнить этот пробел попытались ирландские исследователи.

В недавней работе, проведенной учеными из Тринити колледжа Дублина, появились доказательства того, что развитие когнитивных способностей человека в эволюции, а также увеличение размера мозга, может быть обусловлено работой в команде, кооперацией и сотрудничеством с другими членами сообщества. Статья с результатами исследования опубликована онлайн в журнале Proceedings of the Royal Society B. Ее авторы, аспирант Люк МакНейли и профессор Эндрю Джексон, работали в сотрудничестве с Сэмом Брауном из Университета Эдинбурга.

Ученые построили ряд компьютерных моделей искусственных организмов, обладающих искусственным "мозгом". Они, согласно плану исследователей, должны были играть друг с другом в несколько классических социально-психологических игр, таких как Дилемма узника. Всего в эксперименте поучаствовало 50 виртуальных "испытуемых". Игра рассматривалась исследователями как соревнование, победителем в котором становился тот, у кого впоследствии оказывалось больше шансов на размножение и увеличение размера мозга своих потомков - весьма реалистичная модель эволюции!

Позволив мозгам этих смоделированных организмов свободно эволюционировать, ученые смогли показать, что переход от индивидуалистического общества к сотрудничеству в обществе кооперации приводит к усилению естественного отбора особей с наибольшим размером мозга. Получается, с увеличением уровня кооперации самые большие мозги получали все большее и большее преимущество!

Социальные стратегии, которые спонтанно зарождались в этих самых больших, самых умных мозгах, были связаны со сложными процессами выработки навыков, запоминания информации и принятия сложных решений.  В искусственном процессе эволюции, точно так же, как и в реальном, возникали такие особенности поведения как умение прощать, терпение, лукавство и макиавеллистские стратегии. С их помощью индивиды старались адаптироваться к усложняющейся социальной среде.

Эндрю Джексон, один из авторов исследования, поясняет: "Самый сильный естественный отбор, благодаря которому более крупные мозги, обеспечивающие более развитые интеллектуальные способности, возник в тот момент, когда социальные группы впервые начали вступать в кооперацию. Затем все это вылилось в макиавеллистские войны, в которых каждая из сторон стремилась тактически переиграть другие, обмануть их, обвести вокруг пальца. Для этого приходилось постоянно стремиться увеличить объем своего мозга."

Гипотеза о том, что социальное взаимодействие обуславливает развитие мозга и интеллекта, не нова в психологии и философии, однако результаты в пользу этой идеи в основном сводились к корреляционным исследованиям, в которых у более социальных видов животных и отдельных особей обнаруживался более крупный мозг. Авторы нового исследования впервые нашли доказательство именно эволюционной основы этого процесса. В работе подчеркивается эффективность использования искусственных моделей эволюции для ответа на фундаментальные вопросы о нашем происхождении и развитии.

Данная модель, по словам ее авторов, отличается от всех остальных тем, что использует теоретические данные об эволюционном процессе для построения искусственных нейронных сетей. Это позволяет продемонстрировать не только корреляционную, но и настоящую причинно-следственную связь между двумя событиями: сложность социальных связей в сообществе увеличивается, следовательно, растет размер мозга и уровень интеллекта его членов.

В заключение Люк МакНейли подводит такой итог своей работе: "Получается, экстраординарные интеллектуальные способности человека являются видивой характеристикой, выработавшейся в процессе эволюции. Именно это отличает нас от всех других представителей животного мира. Благодаря социальным отношениям мы имеем сегодня искусства, науку, язык, и, помимо всего этого, еще и способность задавать себе вопросы о своем бытии, о законах физического мира, о нашей роли и нашем месте в этом мире."

Литература: L. McNally, S. P. Brown, A. L. Jackson. Cooperation and the evolution of intelligence. Proceedings of the Royal Society B: Biological Sciences, 2012.

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019