Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Аналитический подход снижает силу религиозных убеждений, интуитивное мышление повышает ее

Исследователи из Университета Британской Колумбии предположили, что аналитическое мышление можеть разрушить религиозные убеждения человека. Ара Норензаян и Уилл Гервейс, известные своими провокационными работами по изучению веры и религиозности, утверждают, что отнюдь не проповедуют атеизм, а всего лишь хотят изучить психологические истоки веры.

Среди других работ тандема ученых - изучение того, как пережитая в раннем возрасте смерть близкого человека приводит к последующему увеличению религиозности, что в атеистических государствах ощество строится на большем взаимном доверии между людьми и что верующие люди являются более щедрыми, чем неверующие.

Ученые придерживаются теории о том, что существует два основных типа мышления - аналитическое и интуитивное, причем тип мышления может определять степень религиозности человека. Интуитивное мышление помогает человеку познавать различия между душой и телом, представлять жизнь души после физической смерти и проникать в тайны Вселенной. Аналитический тип мышления, напротив, снижает интуитивное восприятие высших сил.

Норензаян и Гервейс спросили 650 человек, в основном североамериканцев, о степени их религиозных убеждений. После этого им предлагалось подумать аналитически - решить математическую задачу, передать смысл сложного текста, либо просто посмотреть на фото скульптуры Мыслителя. Повторная самооценка интенсивности веры после таких заданий у испытуемых значимо снижалась по сравнению, например, с заданием, где они рассматривали не мыслителя, а дискобола.

Но одно это, по словам авторов, еще не означает, что религия иррациональна. В подтверждение тому они цитируют философа-экзистенциалиста Кьеркегора, побуждавшего людей использовать силу разума и рациональное мышление для формирования своих религиозных убеждений. Кьеркегор предполагал, что рано или поздно путь аналитического рассуждения прерывается так называемым "прыжком веры" для примирения со своим абсурдным существованием и абсурдностью Вселенной.

Большинство людей, говорит Норензаян, не осознают, что иррациональное - не имеющее логики, не подчиняющееся причинно-следственным закономерностям, отнюдь не то же самое, что нерациональное - относящееся к области интуиции, воображения, эмоций и искусства. Гервейс и Норензаян также подчеркивают, что не только аналитическое мышление снижает степень религиозности - таким же действием могут обладать, разумеется, факторы социальной среды: например, в преимущественно атеистическом окружении либо в таком обществе, которое обеспечивает экзистенциальную безопасность свои членов.

Последнее утверждение авторы объясняют, ссылаясь на Фила Цукермана, автора книги "Общество без бога", который анализирует североевропейские общества с самым высоким уровнем атеизма в мире. В этих странах, кстати, еще и один из самых высоких в мире уровней социальных программ для населения, что, возможно, способствует повышению экзистенциальной безопасности.

 

Литература:


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS