Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Аналитический подход снижает силу религиозных убеждений, интуитивное мышление повышает ее

Исследователи из Университета Британской Колумбии предположили, что аналитическое мышление можеть разрушить религиозные убеждения человека. Ара Норензаян и Уилл Гервейс, известные своими провокационными работами по изучению веры и религиозности, утверждают, что отнюдь не проповедуют атеизм, а всего лишь хотят изучить психологические истоки веры.

Среди других работ тандема ученых - изучение того, как пережитая в раннем возрасте смерть близкого человека приводит к последующему увеличению религиозности, что в атеистических государствах ощество строится на большем взаимном доверии между людьми и что верующие люди являются более щедрыми, чем неверующие.

Ученые придерживаются теории о том, что существует два основных типа мышления - аналитическое и интуитивное, причем тип мышления может определять степень религиозности человека. Интуитивное мышление помогает человеку познавать различия между душой и телом, представлять жизнь души после физической смерти и проникать в тайны Вселенной. Аналитический тип мышления, напротив, снижает интуитивное восприятие высших сил.

Норензаян и Гервейс спросили 650 человек, в основном североамериканцев, о степени их религиозных убеждений. После этого им предлагалось подумать аналитически - решить математическую задачу, передать смысл сложного текста, либо просто посмотреть на фото скульптуры Мыслителя. Повторная самооценка интенсивности веры после таких заданий у испытуемых значимо снижалась по сравнению, например, с заданием, где они рассматривали не мыслителя, а дискобола.

Но одно это, по словам авторов, еще не означает, что религия иррациональна. В подтверждение тому они цитируют философа-экзистенциалиста Кьеркегора, побуждавшего людей использовать силу разума и рациональное мышление для формирования своих религиозных убеждений. Кьеркегор предполагал, что рано или поздно путь аналитического рассуждения прерывается так называемым "прыжком веры" для примирения со своим абсурдным существованием и абсурдностью Вселенной.

Большинство людей, говорит Норензаян, не осознают, что иррациональное - не имеющее логики, не подчиняющееся причинно-следственным закономерностям, отнюдь не то же самое, что нерациональное - относящееся к области интуиции, воображения, эмоций и искусства. Гервейс и Норензаян также подчеркивают, что не только аналитическое мышление снижает степень религиозности - таким же действием могут обладать, разумеется, факторы социальной среды: например, в преимущественно атеистическом окружении либо в таком обществе, которое обеспечивает экзистенциальную безопасность свои членов.

Последнее утверждение авторы объясняют, ссылаясь на Фила Цукермана, автора книги "Общество без бога", который анализирует североевропейские общества с самым высоким уровнем атеизма в мире. В этих странах, кстати, еще и один из самых высоких в мире уровней социальных программ для населения, что, возможно, способствует повышению экзистенциальной безопасности.

 

Литература:


 
Принцип свободной энергии — Карл Фристон 24 июля 2019

Принцип свободной энергии — Карл Фристон

Вячеслав Дубынин: "Мозг и еда, мозг и голод" видео 23 июля 2019

Вячеслав Дубынин: "Мозг и еда, мозг и голод"

PechaKucha Moscow + «Подари жизнь» видео 17 июня 2019

PechaKucha Moscow + «Подари жизнь»

Собаки Павлова. Мозг и любопытство видео 17 мая 2019

Собаки Павлова. Мозг и любопытство

Все медиа-обзоры  |  RSS