Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Мнемотехнический "метод мест" работает и в виртуальной реальности

Мнемотехническая стратегия, называемая "методом мест", или "дворцом памяти", заключается в том, чтобы мысленно располагать слова или числа, которые нужно запомнить, в различных местах хорошо знакомого маршрута. Она известна и ученым, и практикам с античных времен. Когда нужно вспомнить и воспроизвести заученный список, его элементы всплывают сами собой по мере того, как мы в своем воображении двигаемся по знакомым улицам. Согласно ряду исследований, этот метод является наиболее популярным и эффективным.

Нет никаких сомнений в том, что данная техника работает, однако до недавнего времени никому не удавалось провести контролируемое экспериментально-психологическое исследование механизмов, обеспечивающих его работу. Одна из причин в том, что каждый человек использует для запоминания свой собственный, хорошо известный ему маршрут - например, из дома в школу или на работу. Проведенные ранее исследования также сильно отличаются степенью того, насколько долго мнемонисты тренировались в запоминании - от нескольких часов до нескольких дней.

Эрик Легге и его коллеги попытались выяснить, насколько возможно проконтролировать все эти факторы и провести исследование метода мест. Для этого они использовали обучение в системе виртуальной реальности.

142 испытуемым предлагалось в течение пяти минут обследовать виртуальное пространство - квартиру, школу или склад. Затем их просили запомнить по 10 списков из 11 не связанных между собой слов каждый. Две трети испытуемых получили инструкцию использовать для этого метод мест: кому-то было предложено мысленно расставлять слова в только что обследованном пространстве, кому-то - в хорошо знакомом ему реальном окружении. Треть испытуемых была контрольной группой и не получала никаких конкретных инструкций относительно стратегии запоминания.

Затем испытуемых просили воспроизвести списки слов. Основным результатом исследования стало то, что экспериментальная группа воспроизводила списки лучше контрольной на 10-16%. Однако, вопреки ожиданиям, это преимущество было больше, если правильный порядок воспроизведения не учитывался.

Второй важнейший результат: участники исследования, использовавшие только что выученный маршрут в виртуальной среде, не уступали в эффективности воспроизведения списков тем, кто располагал слова в соответствии со своим собственным маршрутом. Различий в конкретном типе виртуальной среды - была ли это квартира, склад или школа - не выявлено.

Общий вывод, сделанный исследователями, заключается в том, что использование виртуальной реальности является надежной методикой для изучения мнемотехник. Это позволит психологам проводить больше подобных исследований в стандартизированных условиях. Кроме того, важными практическими приложениями могут быть разработка специальных программ развития памяти для тех, кто страдает соответствующими расстройствами. А профессиональные мнемонисты могут использовать виртуальную реальность для создания множества новых маршрутов и тренировки своих способностей.

Литература:

  • Legge, E., Madan, C., Ng, E., and Caplan, J. (2012). Building a memory palace in minutes: Equivalent memory performance using virtual versus conventional environments with the Method of Loci. Acta Psychologica, 141 (3), 380-390 DOI: 10.1016/j.actpsy.2012.09.002

 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS