Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Двадцать лет сканируя мозг: как фМРТ-исследования помогают понять познавательные процессы?

Понимание работы человеческого мозга – одна из сложнейших научных задач всех времен, но до определенного момента не существовало достаточно эффективных методов изучения мозга. Развитие техники привело к появлению функциональной магнитно-резонансной томографии  (фМРТ), которая позволяет практически в реальном времени исследовать активность мозга, измеряя изменения кровотока в его сосудах. Метод фМРТ сразу открыл широчайшее поле возможностей для ученых-нейрофизиологов.

Сегодня, двадцать лет спустя после первого фМРТ-исследования, группа выдающихся исследователей мозга оценивает вклад, сделанный при помощи этого метода в наше понимание мышления и других когнитивных процессов. Их размышления опубликованы в специальном выпуске январского номера журнала Perspectives on Psychological Science, издаваемого Ассоциацией психологической науки.

За прошедшие две декады многие ученые использовали фМРТ для того, чтобы ответить на множество вопросов о мозге и сознании. Однако, некоторые все еще не убедились в эффективности этого метода.

Редакторы спецвыпуска Марта Мэтер, Нэнси Кэнвишер и Джон Касиоппо, пишут: «Несмотря на то, что множество новых методик исследования и результатов стали следствием использования фМРТ, некоторые исследователи считают, что этот метод не способствовал значительному прогрессу в наших знаниях о когнитивных процессах, и, в частности, внес малый вклад в развитие теорий познания».

Цель спецвыпуска журнала – рассмотреть вопрос о том, насколько результаты фМРТ-исследований способствовали или нет изменению нашего знания о работе мозга и психике человека. Для этого редакторы собрали выпуск из 12 дискуссионных статей, так или иначе оценивающих вклад метода фМРТ.

Некоторые из них утверждают, что фМРТ принципиально изменила способ мышления ученых и из понимание развития и старения мозга. Согласно Тору Вэйджеру и Лорену Атласу, фМРТ также позволяет более непосредственный метод измерения боли.

Другие рассуждают о вкладе фМРТ в давнюю дискуссию о том, являются ли когнитивные операции отдельными модулями или распределенными системами, работающими в различных модальностях. Третьи подчеркивают реципрокные связи между фМРТ и когнитивными теориями, подчеркивая, как они способствуют взаимному развитию.

В своем завершающем комментарии Мэтер, Кэнвишер и Касиоппо утверждают, что фМРТ способствует получению уникальных результатов в понимании познания. Но, насколько мощным ни был бы метод, исследователи отмечают, что на некоторые вопросы фМРТ никогда не сможет дать ответа.

«Самый лучший подход к поиску ответов на вопросы о познании, – говорят редакторы номера, – заключается в синергетическом подходе и обобщении результатов как от поведенческих, так и от томографических методов, поддержанных широким рядом других методов нейрофизиологических методов».

 

Литература:


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS