Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Проект Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации»

В России завершается обсуждение проекта Федерального Закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации». Психологи предлагают всем специалистам вносить свои предложения. Публикуем полный текст проекта и призываем наших читателей также включиться в его обсуждение.

В Москве закон «О психологической помощи населению в городе Москве» был принят 07.10.2009.

ПРОЕКТ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

«О психологической помощи населению в Российской Федерации»

Глава 1. Общие положения.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. В целях обеспечения социальной защищенности и психологического благополучия населения Российской Федерации, обеспечения доступа граждан к квалифицированной психологической помощи настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в сфере оказания психологической помощи населению в Российской Федерации (далее - психологической помощи) и определяет:

1) правовые, организационные и экономические основы оказания психологической помощи;

2) права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере оказания психологической помощи, гарантии реализации этих прав;

3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи;

4) права и обязанности лиц, оказывающих психологическую помощь;

5) контроль, надзор и ответственность в сфере оказания психологической помощи

2. Положения настоящего Закона не распространяются на отношения в сфере оказания психиатрической и медицинской психотерапевтической помощи гражданам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Психологическая помощь - система профессиональных мер поддержки и содействия человеку, семье со стороны лиц, оказывающих психологическую помощь, в предупреждении, разрешении, преодолении его (ее) психологических проблем, трудных жизненных и кризисных ситуаций и их последствий, которые нарушают его (ее) нормальную жизнедеятельность и не могут быть преодолены им (ей) самостоятельно, способствующих поддержанию психического и соматического здоровья, оптимизации психического развития, социальной адаптации, саморазвитию, самореализации, реабилитации и повышению качества жизни.

Получатель психологической помощи – лицо, находящееся в сложной психологической ситуации, переживающее неблагоприятное психологическое состояние и обратившееся к лицу, оказывающему психологическую помощь, или специалисту-психологу.

Лица, оказывающие психологическую помощь - государственные учреждения и негосударственные организации, оказывающие психологическую помощь, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели).

Специалист-психолог - физическое лицо, имеющее высшее психологическое образование (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста), успешно прошедшее супервизию и/или стажировку, сдавшее квалификационный экзамен в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов, и являющееся членом саморегулируемой организации психологов.

Стандарт психологической помощи – документ, устанавливающий требования к виду, объему, срокам и качеству оказания психологической помощи.

Качество психологической помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания психологической помощи, правильность выбора методов оказания психологической помощи, степень достижения запланированного результата.

Саморегулируемая организация психологов - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля деятельности по оказанию психологической помощи, включенная в государственный реестр саморегулируемых организаций психологов и объединяющая специалистов-психологов на условиях членства.

Статья 3.  Использование терминов, применяемых в настоящем Федеральном законе

Использование в наименовании организаций, общественных организаций (объединений), индивидуальных предпринимателей терминов «специалист-психолог», «психологическая помощь», «организация (объединение) психологов», «психологическая консультация» или словосочетаний, включающих в себя эти термины, допускается только лицами, созданными и осуществляющими деятельность по оказанию психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Законодательство в сфере психологической  помощи

1. Законодательство в сфере психологической помощи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

2. Нормы о психологической помощи, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.

3. В случае несоответствия норм о психологической помощи, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона.

4. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы о психологической помощи, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

5. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере психологической помощи, применяются правила международного договора.

6. Настоящий Федеральный закон распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Государственная политика в сфере психологической помощи

1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на получение своевременной, доступной и качественной психологической помощи.

2. Государственная политика в сфере психологической помощи направлена на:

1) создание условий, обеспечивающих психологическое благополучие и повышение качества жизни населения в Российской Федерации;

2) поддержание психического и соматического здоровья, оптимизацию психического развития, адаптацию, саморазвитие, самореализацию, реабилитацию населения;

3) обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на получение психологической помощи;

4) осуществление мероприятий, способствующих предупреждению, разрешению, преодолению трудных жизненных и кризисных ситуаций и их последствий лицами, испытывающими психологические проблемы (в том числе: несовершеннолетние; молодежь; инвалиды; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; приемные семьи; неблагополучные семьи; семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации; беременные; безработные; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; лица предпенсионного возраста и пенсионеры; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, склонные к суициду; лица, больные граждане (онкология, ВИЧ-ифекция, спид, венеро-логия, туберкулез и иные) и их родственники; лица, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях, родственники пострадавших и погибших; другие категории);

5) координацию деятельности государственных органов, государственных учреждений  и негосударственных организаций, индивидуальных предпринимателей, участвующих в разработке и реализации мер в сфере психологической помощи;

6) координацию деятельности в сфере психологической помощи с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

7) мониторинг социальной напряженности и негативных психологических тенденций в обществе,

8) осуществление государственного контроля и надзора в сфере психологической помощи;

9) содействие развитию трудовых ресурсов, повышению эффективности труда и психологической комфортности на рабочих местах путем создания работодателями кабинетов (зон) психологической разгрузки;

10) международное сотрудничество в решении проблем в сфере психологической помощи, включая вопросы, связанные с психологической помощью гражданам Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранным гражданам на территории Российской Федерации, соблюдение международных норм.

3. Государственные учреждения и негосударственные организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оказанию психологической помощи, в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, оказывают бесплатную, в том числе экстренную, психологическую помощь.

Статья 6. Основные принципы деятельности по оказанию психологической помощи

Основными принципами деятельности по оказанию психологической помощи являются:

1) уважение и соблюдение прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в сфере психологической помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) добровольность;

3) своевременность, доступность и качество психологической помощи;

4) адресность; 

5) комплексность;

6) системность;

7)профессионализм;

8) недопустимость отказа в оказании психологической помощи;

9) конфиденциальность.

Статья 7. Уважение и соблюдение прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в сфере психологической помощи и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по психологической помощи должны проводиться на основе признания, уважения, соблюдения и защиты прав граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам получение психологической помощи независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

Статья 8. Добровольность получения психологической помощи

Получатель психологической помощи самостоятельно выбирает лицо, оказывающее психологическую помощь, специалиста-психолога, вид психологической помощи и форму ее оказания, и не может быть принудительно направлен на ее получение по решению каких-либо организаций или третьих лиц.

Получатель психологической помощи вправе отказаться от получения  психологической помощи на любом этапе ее оказания.

Статья 9. Своевременность, доступность и качество психологической помощи

Своевременность, доступность и качество психологической помощи обеспечиваются:

1) приближенностью оказания психологической помощи к месту жительства, месту работы, обучения и др.;

2) наличием необходимого количества специалистов-психологов и уровнем их квалификации;

3) возможностью выбора лиц, оказывающих психологическую помощь и/или специалистов-психологов в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применением стандартов психологической помощи и порядков оказания психологической помощи;

5) предоставлением гарантированного объема бесплатной психологической помощи в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) транспортной и иной доступностью лиц, оказывающих психологическую помощь, для всех групп населения, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения.

Статья 10.  Адресность психологической помощи

Адресность психологической помощи обеспечивается путем оказания получателю психологической помощи различных видов психологической помощи и в разнообразных формах, адекватных его проблемной ситуации, учитывающей его индивидуальные потребности,  особенности и  возможности.

Статья 11. Комплексность психологической помощи

Комплексность психологической помощи обеспечивается использованием различных видов, форм, техник и технологий оказания психологической помощи, выбор которых обусловливается многоаспектностью психологических проблем получателя психологической помощи и имеющимися возможностями лица, оказывающего психологическую помощь.

Статья 12. Системность психологической помощи

Системность психологической помощи обеспечивается всесторонним использованием возможностей внутренних ресурсов и внешней социальной среды получателя психологической помощи для содействия в решении им собственных актуальных психологических проблем, возникающих на различных этапах его жизнедеятельности.

Статья 13. Профессионализм психологической помощи

Профессионализм психологической помощи обеспечивается соответствием квалификации кадрового состава лиц, оказывающих психологическую помощь,  установленным настоящим Федеральным законом требованиям,  и требованиям стандартов, систематическим повышением квалификации специалистов-психологов, системой внутреннего и внешнего контроля.

Статья 14. Недопустимость отказа в психологической помощи

1. Отказ в оказании бесплатной психологической помощи в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, а также взимание платы за ее оказание не допускаются.

2. Психологическая помощь в экстренной форме оказывается гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований лица, оказывающие психологическую помощь, и специалисты-психологи несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Конфиденциальность психологической помощи

1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием психологической помощи и иные сведения, полученные при оказании психологической помощи, являются конфиденциальными.

2. Не допускается разглашение конфиденциальных сведений лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. Сбор каких-либо данных и присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи в целях оказания  ему наиболее  адекватной помощи, обучения специалистов, проведения аналитических и исследовательских работ. Использование полученной информации в  научных  исследованиях  и публикациях возможно только  при условии обезличивания персональных данных..

4. Предоставление конфиденциальных сведений специалистом-психологом третьим лицам без согласия гражданина или его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;

2) в ситуации угрозы его жизни и его окружения,

3) в целях осуществления контроля качества и безопасности психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. Специалисты-психологи обязаны информировать законных представителей несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, о психологических проблемах несовершеннолетних, при которых существует вероятность совершения действий, представляющих угрозу для себя и окружающих. Предоставление такой информации не является разглашением конфиденциальных сведений.

Статья  16. Основные виды психологической помощи

Основными видами психологической помощи являются:

1) психологическая профилактика и психологическое просвещение - формирование у получателя психологической помощи потребности в психологических знаниях и желании их использовать для саморазвития, самосовершенствования, самореализации, предупреждения возможных нарушений в развитии его личности и индивидуальности, а также для создания благоприятных взаимоотношений в семье и социуме;

2) психологическое консультирование -  помощь получателю психологической помощи в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его  личности;

3) психологическая поддержка и сопровождение -  предупреждение и  своевременное выявление неблагоприятных межличностных отношений, стрессовых и других актуальных ситуаций психического дискомфорта, которые нарушают нормальную жизнедеятельность получателя психологической помощи;

4) психологический анализ и психотерапия (немедицинская) – психологическое воздействие (вмешательство), осуществляемое в процессе исследования причин психологических проблем и механизмов  их функционирования с помощью специально организованного интервью и других психологических методов;

5) психологическая диагностика – исследование, проводимое с целью определения актуального психического состояния получателя психологической помощи, особенностей его системы отношений, специфики  взаимоотношений с окружающими людьми, необходимых для  составления прогноза и разработки рекомендаций по оказанию ему надлежащей  психологической помощи;

6) психологическая реабилитация - восстановление психологического здоровья и эффективного социального поведения  получателя психологической помощи;

7) психологическая коррекция  - преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении получателя психологической помощи с целью приведения этих показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды;

8) психологическая экспертиза  - исследование, проводимое специалистом-психологом (или группой специалистов-психологов) в случаях и порядке, установленных федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и направленное на выявление и оценку параметров актуальной психологической ситуации, нарушающей нормальную жизнедеятельность получателя психологической помощи,  его поведение и систему отношений, выяснение особенностей его взаимодействия с социальной средой, в том числе для составления заключения и разработки программы по оказанию ему психологической помощи;

9) психологический тренинг - формирование эмоционально-корректирующего опыта, снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, овладение новыми стилями поведения, адаптация к изменяющимся условиям жизнедеятельности, навыками самопознания и саморегуляции, формирование творческой готовности к самостоятельному решению актуальных психологических проблем индивидуального и межличностного характера.

Статья 17. Основные формы психологической помощи

1. Формы психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между получателем психологической помощи и специалистом-психологом (очная, заочная),  от количества участников  (индивидуальная, групповая),  от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, экстренная). 

2. В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической помощи определяет и рекомендует специалист-психолог в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и  спецификой его психологической  проблемы.

3. Окончательный выбор формы, вида и объема психологической помощи осуществляет получатель психологической помощи.

4. Очная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии специалиста-психолога и получателя психологической помощи в специально предназначенном помещении, расположенном в нижних этажах здания, доступном для инвалидов и иных маломобильных граждан, обеспеченном всеми средствами коммунально-бытового обслуживания и оснащенном телефонной связью.

5. Заочная психологическая помощь оказывается при непосредственном взаимодействии специалиста-психолога и получателя психологической помощи или без непосредственного взаимодействия с использованием технических средств, обеспечивающих технические условия качественно оказываемой психологической помощи.

6. Индивидуальная психологическая помощь оказывается получателю психологической помощи один на один при отсутствии посторонних лиц, как правило, в течение от 25 до 90 минут.

7. Групповая психологическая помощь оказывается семье (состоящей из двух и более лиц), группе получателей психологической помощи, как правило, в течение от 45 до 180 минут.

8. Краткосрочная психологическая помощь применяется для решения актуальной проблемы получателя психологической помощи или проблемной ситуации, длится от одного приема (от 45 минут) до нескольких (10) приемов на протяжении нескольких  недель, месяцев.

9. Долгосрочная психологическая помощь: применяется для психологического анализа и исследования личностного содержания проблем, причин и условий их возникновения, а также для немедицинской психотерапии в случаях, когда прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит устойчивый характер; продолжается не менее года (с частотой встреч до двух раз в неделю). 

10. Экстренная психологическая помощь обеспечивает безотлагательное психологическое консультирование получателей психологической помощи, содействует мобилизации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного состояния, способствует предотвращению развития психических состояний, представляющих опасность для личности и общества.

Статья 18. Обращение за психологической помощью

1. Психологическая помощь оказывается на основании добровольного личного обращения (в устной, письменной формах, в том числе, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий) получателя психологической помощи, его опекуна, попечителя, другого законного представителя.

2. Оказание психологической помощи несовершеннолетним лицам в возрасте до 14 лет производится на основании обращения их родителей, опекунов или сотрудников государственных учреждений, несущих ответственность за ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Для оказания психологической помощи несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет согласия законных представителей не требуется:

1) при установлении фактов жестокого обращения, физического, психического, сексуального насилия в отношении несовершеннолетнего;

2) в случае признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, в том числе нуждающимся в государственной защите;

3) при психологической профилактике в учреждениях образования и организациях здравоохранения и органов социальной защиты;

4) несовершеннолетним, оказавшимся в чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;

5) при обращении несовершеннолетнего за оказанием психологической помощи анонимно, по телефону доверия.

4. Оказание психологической помощи лицам, признанным в установленном порядке недееспособными, производится на основании обращения их законных представителей.

5. Получатель психологической помощи вправе отказаться от её получения на любом этапе её оказания.

Статья 19. Перечень оснований для отказа или прекращения психологической помощи

1. Основаниями для отказа или прекращения психологической помощи являются:

несоответствие запроса получателя психологической помощи видам психологической помощи, предоставляемой лицом, оказывающим психологическую помощь;

несоблюдение получателем психологической помощи правил приема, установленных лицом, оказывающим психологическую помощь;

психические расстройства и расстройства поведения, выявленные при обращении или в процессе оказания психологической помощи.

2. Лица, нуждающиеся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия направляются лицом, оказывающим психологическую помощь, на добровольное лечение в медицинские учреждения.

Статья 20.  Права и обязанности получателя  психологической помощи

1. Получатель психологической помощи имеет право на:

1) получение профессиональной, квалифицированной и специализированной психологической помощи при соблюдении ими норм и правил, установленных настоящим Федеральным законом;

2) выбор лица, оказывающего психологическую помощь, специалиста-психолога, вида психологической помощи и формы ее оказания;

3) получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психологического состояния информации о характере имеющихся у них психологических проблемах и применяемых методах оказания психологической помощи.

4) отказ от получения психологической помощи на любом этапе её оказания.

5) уважительное и гуманное отношение;

6) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

2. Сбор данных, использование в качестве объекта научных психологических исследований или учебного процесса, фото-видео или киносъемка, а также присутствие третьих лиц в процессе оказания психологической помощи допускается только с согласия получателя психологической помощи, или его законного представителя.

3. В связи с объективной невозможностью посещать оказывающие психологическую помощь учреждения и организации, такая помощь может оказываться на дому. Порядок оказания психологической помощи на дому устанавливается, соответственно, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере психологической помощи, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи, внутренними документами саморегулируемых организаций психологов.

4. Получатель  психологической помощи обязан:

1) выполнять рекомендации специалиста-психолога;

2) сотрудничать со специалистом-психологом при оказании психологической помощи;

3) сообщать о наличии заболеваний, представляющих опасность для здоровья иных лиц.

Статья 21. Право на получение бесплатной психологической помощи

1. Психологическая помощь оказывается безвозмездно государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия и гарантии безвозмездного оказания психологической помощи.

3. Негосударственные организации в сфере психологической помощи оказывают безвозмездную психологическую помощь в соответствии со своими внутренними документами.

Статья 22. Особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние, инвалиды, престарелые, пострадавшие при чрезвычайных ситуациях и другие категории)

1. Психологическая помощь несовершеннолетним, инвалидам, престарелым предоставляется на основании добровольного личного обращения лица или его законного представителя.

2. Особенности предоставления психологической помощи детям и лицам с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях устанавливаются правовыми актами органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.

3. Психологическая помощь инвалидам и членам их семей, престарелым и иным лицам, которые не могут по объективным причинам явиться к специалисту-психологу, оказывается на дому, в порядке, установленном лицом, оказывающим психологическую помощь, в соответствии с правовыми актами органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере социальной защиты.

4. Семьи, находящиеся в социально опасном положении и нуждающиеся в пролонгированной психологической реабилитации, получают ее вне очереди.

5. Лица: пострадавшие при чрезвычайных ситуациях физически, материально, психологически; члены семьи, другие родственники и иные лица, имеющие личные отношения с пострадавшими и погибшими при чрезвычайных ситуациях; очевидцы чрезвычайных ситуациях, находящиеся в непосредственной близости к зоне чрезвычайных ситуациях; специалисты, участвующие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях, получают экстренную психологическую помощь, направленную на коррекцию актуального эмоционального состояния пострадавших, и носящую завершенный характер, непосредственно на поле события. Лица, пострадавшие при  чрезвычайных ситуациях, нуждающиеся в пролонгированной психологической реабилитации, получают ее вне очереди.

Статья 23.  Права и обязанности специалиста-психолога

1. Специалист-психолог имеет право на:

1) защиту своей чести и профессионального достоинства;

2) выбор научного подхода, форм, средств и методов оказания психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

3) отказ  в предоставлении психологических услуг в случае нарушения получателем психологической помощи норм и правил, установленных  в соответствии с настоящим Федеральным законом;  

4) организационное обеспечение повышения своей квалификации; 

5) получение психологической  реабилитации в установленном порядке;

6) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей;

7) иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

2.Специалист-психолог обязан:

1) квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи на основе соблюдения прав человека и гражданина;

2) предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления;

3) информировать получателя психологической помощи либо его законного представителя о причинах отказа в ее предоставлении в письменной или электронной форме;

4) оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи либо его законного представителя;

5) оказывать необходимую экстренную психологическую помощь гражданину (группе граждан)  в острой кризисной ситуации;

6) предъявлять по требованию получателя психологической помощи документ о членстве в саморегулируемой организации психологов при оказании психологической помощи;

7) соблюдать стандарты психологической помощи;

8) соблюдать кодекс профессиональной этики психолога;

9) сохранять конфиденциальность информации о получателе психологической помощи с учетом требований настоящего Федерального закона;

10) обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи.

3. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики психолога устанавливает обязательные для каждого психолога или организации (объединения) психологов правила поведения при оказании психологической помощи, а также основания и порядок привлечения психолога к ответственности.

Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере психологической помощи

Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере психологической помощи

К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере психологической помощи относятся:

1) проведение единой государственной политики в сфере психологической помощи;

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оказания психологической помощи;

3) регулирование и защита прав человека и гражданина в сфере психологической помощи;

4) управление федеральной государственной собственностью, используемой в сфере психологической помощи;

5) формирование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере психологической помощи;

6) установление порядка создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

7) создание, реорганизация и ликвидация федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

8) принятие мер по обеспечению функционирования и развития бесплатной психологической помощи, координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия;

9) организация деятельности по оказанию психологической помощи на принципах государственно-частного партнерства;

10) установление общих принципов финансового обеспечения  деятельности, а также федеральных нормативов финансового обеспечения деятельности государственных учреждений в сфере психологической помощи;

11) обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также межведомственного взаимодействия в сфере оказания психологической помощи (в том числе, в чрезвычайных ситуациях);

12) проведение мониторингов социальной напряженности и негативных психологических тенденций в обществе;

13) обеспечение разработки и реализации программ научных исследований в сфере психологической помощи, их координация;

14) информационное и научно-методическое обеспечение системы оказания психологической помощи;

15) обеспечение профессиональной подготовки специалистов-психологов, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов-психологов федеральных государственных учреждений в сфере психологической помощи;

16) государственный контроль (надзор) в сфере психологической помощи;

17) международное сотрудничество Российской Федерации в сфере психологической помощи, включая заключение международных договоров Российской Федерации.

18) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере психологической помощи.

Статья 25. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи

1. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи относятся:

1) обеспечение государственных гарантий и защита прав человека и гражданина в сфере психологической помощи;

2) разработка, утверждение и реализация региональных программ в сфере психологической помощи;

3) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) обеспечение граждан психологической помощью на безвозмездной основе в установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации случаях, в том числе, на условиях государственного заказа;

5) создание, реорганизация и ликвидация государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи, в том числе участковой психологической службы;

6) обеспечение профессиональной подготовки специалистов-психологов, а также переподготовки и повышения квалификации специалистов-психологов государственных учреждений субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;

7) установление дополнительных гарантий специалистам-психологам;

8) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере психологической помощи.

2. Отдельные указанные в части 1 настоящей статьи полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере психологической помощи могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Статья 26. Полномочия уполномоченного федерального органа исполнительной власти 

К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи относятся:

1) разработка и реализация федеральных программ в сфере психологической помощи;

2) координация деятельности в сфере психологической помощи федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также лиц, оказывающих психологическую помощь;

3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций психологов в установленном им порядке;

4)утверждение состава сведений, включаемых в реестр специалистов-психологов и в сводный реестр специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов), а также порядка ведения указанных реестров и размещения содержащейся в них информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц;

5) государственный контроль за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере психологической помощи;

6) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере психологической помощи.

Статья 27. Полномочия уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи

К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи относятся:

1) проведение государственной региональной политики в сфере психологической помощи;

2) ведение регионального государственного реестра саморегулируемых организаций психологов, зарегистрированных и/или осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации в установленном им порядке;

3) создание в пределах полномочий, определенных федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, условий для развития психологической помощи и обеспечения ее доступности для граждан;

4) государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций психологов;

5) координация деятельности участников системы психологической помощи и их взаимодействия на региональном уровне;

6) разработка и реализация государственных программ и мероприятий, направленных на преодоление трудного психологического состояния людей при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах в целях преодоления психологических последствий чрезвычайных ситуаций;

7) осуществление научных исследований в сфере психологической помощи;

8) государственный контроль за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области оказания психологической помощи;

9) исполнение иных полномочий в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере психологической помощи.

Статья 28. Полномочия органов местного самоуправления в сфере оказания психологической помощи

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере психологической помощи относятся:

1) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных учреждений в сфере психологической помощи;

2) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений в сфере психологической помощи, обустройство прилегающих к ним территорий;

3) обеспечение организации оказания психологической помощи в муниципальных учреждениях в случае передачи соответствующих полномочий в соответствии с частью 2  статьи  15 настоящего Федерального закона.

Глава III. Система психологической помощи населению

Статья 29. Система психологической помощи

Система психологической помощи включает:

1) уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в сфере психологической помощи;

2) уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере психологической помощи;

3) государственные учреждения, оказывающие психологическую помощь, находящиеся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) муниципальные учреждения, оказывающие психологическую помощь, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, в том числе, в случае передачи им соответствующих полномочий;

5) негосударственные организации в сфере психологической помощи;

6) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью по оказанию психологической помощи без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей);

7) саморегулируемые организации психологов, Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

Статья 30. Взаимодействие участников системы психологической помощи

1. В целях обеспечения гарантий права на получение психологической помощи, в том числе на безвозмездной основе, участники системы психологической помощи осуществляют взаимодействие на принципах социального партнерства.

2. Участники системы психологической помощи могут на добровольной основе заключать соглашения о взаимодействии в сфере психологической помощи.

3. В случаях, предусмотренных в федеральных законах и иных федеральных нормативных правовых актах, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, участники системы психологической помощи осуществляют обязательное взаимодействие в порядке, установленном указанными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статья 31. Реестры специалистов-психологов

1. Ведение реестра специалистов-психологов осуществляется саморегулируемой организацией психологов в отношении своих членов.

2. Состав сведений, включаемых в реестры специалистов-психологов, а также порядок ведения указанных реестров и размещения в открытом доступе содержащейся в них информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оказания психологической помощи.

3. Саморегулируемая организация психологов не вправе:

1) выдвигать какие-либо требования или условия при внесении в реестр специалистов-психологов сведений о лице, решение о приеме которого в члены этой саморегулируемой организации психологов вступило в силу;

2) взимать плату за внесение сведений в реестр специалистов-психологов.

4. Специалисты-психологи Психологиобязаны в письменной форме уведомлять саморегулируемую организацию психологов, членами которой они являются, обо всех изменениях сведений, содержащихся в реестре специалистов-психологов, в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.

5. Сведения о прекращении членства психолога в саморегулируемой организации психологов должны быть внесены в реестр специалистов-психологов не позднее пяти календарных дней со дня, следующего за днем прекращения членства.

6. Саморегулируемая организация психологов обязана в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем внесения сведений о психологе (изменений в содержащиеся сведения) в реестр специалистов-психологов, передавать соответствующую информацию во Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов для внесения в сводный реестр специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов), а также раскрыть такую информацию.

7. Информация, содержащаяся в реестрах специалистов-психологов, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 32. Сводный реестр специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов)

1. Ведение сводного реестра специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов) осуществляется Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов в установленном им порядке на основе информации, представляемой саморегулируемыми организациями психологов.

2. Состав сведений, включаемых в сводный реестр специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов), а также порядок ведения указанного реестра и размещения в открытом доступе содержащейся в нем информации, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области оказания психологической помощи.

3. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов в течение пяти календарных дней со дня, следующего за днем получения указанной в части 3 настоящей статьи информации, вносит соответствующие сведения в сводный реестр специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов).

4. Информация, содержащаяся в сводном реестре специалистов-психологов, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 33. Государственный реестр саморегулируемых организаций психологов

1. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций психологов осуществляется уполномоченным федеральным органом в области оказания психологической помощи в установленном им порядке.

2. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области оказания психологической помощи может вести региональный государственный реестр саморегулируемых организаций психологов, зарегистрированных и/или осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации в установленном им порядке.

3. Информация, содержащаяся в государственном реестре саморегулируемых организаций психологов, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Статья 34. Реестры рекомендованных средств и методов психологической помощи

1. Ведение реестров рекомендованных средств и методов психологической помощи осуществляется саморегулируемыми организациями психологов.

2. Ведение сводного реестра рекомендованных средств и методов психологической помощи осуществляется Всероссийским объединениеи саморегулируемых организаций психологов в установленном им порядке на основе информации, представляемой саморегулируемыми организациями психологов.

3. Информация, содержащаяся в реестрах рекомендованных средств и методов психологической помощи и в сводном реестре рекомендованных средств и методов психологической помощи, размещается в открытом доступе, в том числе, в информационно-телекоммуникационных сетях.

Глава IV. Обеспечение психологической помощи

Статья  35. Стандарты психологической помощи

1. Базовые стандарты психологической помощи устанавливаются Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов на основе международных стандартов в области защиты прав человека.

2. Саморегулируемые организации психологов разрабатывают стандарты психологической помощи на основе базового стандарта психологической помощи в порядке, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

3. Базовые стандарты психологической помощи должны обеспечивать:

1) единство предоставления психологической помощи;

2) полноту и качество психологической помощи;

3) равную доступность психологической помощи.

4. Базовый стандарт психологической помощи включает:

1) категории получателей психологической помощи;

2) требования к  видам и формам оказания психологической помощи;

3) перечень оснований для отказа в оказании психологической помощи и порядок направления граждан, нуждающихся по состоянию здоровья в специализированной медицинской помощи, с их согласия, в специализированные лечебно-профилактические учреждения;

4) квалификационные и иные требования к специалистам-психологам, оказывающим психологическую помощь;  

5) порядок внеочередного предоставления психологической помощи в случае превышения спроса на психологическую помощь над возможностью её предоставления;

6) особенности предоставления психологической помощи отдельным категориям получателей психологической помощи (несовершеннолетние,  люди с ограниченными возможностями здоровья, престарелые и другие категории);

7) требования к месту предоставления психологической помощи,

8) требования к информационному обеспечению получателей психологической помощи при обращении за ее получением и в ходе оказания психологической помощи;

9) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на несоблюдение стандарта психологической помощи.

5. Лица, оказывающие психологическую помощь, обязаны соблюдать стандарты психологической помощи.

Статья 36. Кадровое обеспечение психологической помощи

1. Эффективность деятельности по оказанию психологической помощи населению обеспечивают специалисты-психологи, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в данной области.

2. Формирование кадрового состава специалистов-психологов обеспечивается:

1) развитием профессиональных качеств специалистов-психологов;

2) оценкой результатов профессиональной деятельности специалистов-психологов в ходе проведения аттестации и/или сдачи квалификационного экзамена;

3) использованием современных кадровых технологий;

4) применением образовательных программ, а также федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных стандартов высшего профессионального образования Московского государственного университета имени Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета.

3. Переподготовка, повышение квалификации и стажировка специалистов-психологов осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Всероссийским объединением саморегулируемых организаций психологов.

Статья 37. Финансовое обеспечение психологической помощи

1. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием безвозмездной психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансирование расходов, связанных с оказанием безвозмездной психологической помощи за счет средств иных субъектов, осуществляется соответствующими субъектами самостоятельно.

2. Финансирование расходов, связанных с оказанием безвозмездной психологической помощи негосударственными организациями в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, а также финансирование дополнительных гарантий специалистам-психологам являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

3. Финансирование расходов органов местного самоуправления, связанных с созданием и деятельностью муниципальных учреждений, установлением дополнительных гарантий права граждан на получение безвозмездной психологической помощи, является расходным обязательством местных бюджетов.

Статья 38. Информационное обеспечение психологической помощи

1. В целях информирования населения о возможности получить психологическую помощь федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения, органы местного самоуправления и их должностные лица,  саморегулируемые организации обязаны размещать в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационных сетях либо доводить до граждан иным способом следующую информацию:

1) порядок и случаи оказания психологической помощи, в том числе безвозмездной;

2) содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Российской Федерации прав граждан на получение психологической помощи;

3) сведения о специалистах-психологах, включенных в реестр специалистов-психологов;

4) телефоны доверия;

2. Порядок информирования населения об оказании психологической помощи, в том числе безвозмездной, устанавливается федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

3. Органы местного самоуправления осуществляют информирование населения о психологической помощи в соответствии с муниципальными правовыми актами.

Статья 39. Меры социальной поддержки специалистов-психологов

1. Специалисты-психологи имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными условиями труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Продолжительность рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска специалистам-психологам определяется Правительством Российской Федерации.

3. Размеры повышения оплаты труда за работу с вредными условиями труда специалистам-психологам федеральных государственных учреждений, воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а специалистам-психологам государственных учреждений субъектов Российской Федерации - в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

4. Дополнительные меры социальной поддержки, а также льготы в области пенсионного обеспечения специалистов-психологов, чья деятельность была сопряжена с угрозой жизни и здоровью (участие в реабилитационных мероприятиях, связанных с военными действиями, террористическими актами, природными и техногенными катастрофами), устанавливаются, соответственно, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

5. Дополнительные меры социальной поддержки специалистов-психологов, работающих в государственных учреждениях, определяются соответственно федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

6. 7. Дополнительные мДополнительные меры социальной поддержки специалистов-психологов муниципальных учреждений устанавливаются органами местного самоуправления.

7. Дополнительные меры социальной поддержки специалистов-психологов, работающих в негосударственных организациях, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 40. Обязательное страхование специалистов-психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью

1. Для специалистов-психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование в соответствии с перечнем должностей, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью работников, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

2. Размер и порядок обязательного страхования для специалистов-психологов, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3. Размер и порядок обязательного страхования для специалистов-психологов, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

4.Размер и порядок обязательного страхования для специалистов-психологов муниципальных организаций здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются органами местного самоуправления.

5. Размер и порядок обязательного страхования для специалистов-психологов, работающих в негосударственных организациях, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Глава V. Cаморегулируемые организации психологов

Статья 41. Основные цели саморегулируемых организаций психологов

Основными целями саморегулируемых организаций психологов являются:

1) содействие повышению качества психологических услуг;

2) обеспечение получателям психологической помощи гарантий, что оказываемая психологическая помощь и специалисты-психологи соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

3) обеспечение получателей психологической помощи достоверной информацией об уровне и качестве оказания психологической помощи и квалификации специалистов-психологов;

4) защита получателей психологической помощи от недобросовестности лиц, оказывающих психологическую помощь;

5) содействие повышению конкурентоспособности лиц, оказывающих психологическую помощь;

6) обеспечение надлежащего качества подготовки и непрерывного профессионального роста специалистов-психологов;

7) обеспечение получателей психологической помощи качественными средствами и методами психологической помощи;

8) содействие развитию системы психологической помощи.

Статья 42. Порядок формирования и основные функции саморегулируемых организаций психологов

1. Саморегулируемые организации психологов формируются и осуществляют  свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

2. Функциями саморегулируемых организаций психологов, наряду с функциями, установленными Федеральным  законом «О саморегулируемых организациях», являются:

1)разработка и утверждение стандартов психологической помощи и кодекса профессиональной этики психолога;

2) разрешение споров, возникающих между членами саморегулируемой организации психологов, а также между ними и получателями психологической помощи;

3) организация обучения своих членов по программам повышения квалификации;

4) организация информационного и методического обеспечения членов саморегулируемой организации психологов;

5) ведение реестров специалистов-психологов;

6) ведение реестров рекомендованных психологических средств и методов;

7)осуществление иных функций, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также внутренними документами саморегулируемых организаций.

Статья. 43. Порядок образования и основные функции Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов

1. В целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов в сфере психологической помощи и координации деятельности саморегулируемых организаций психологов саморегулируемые организации психологов образуют Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

2. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей саморегулируемые организации психологов на основе обязательного членства.

3. Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов образуется Всероссийским съездом саморегулируемых организаций психологов. В Российской Федерации может быть создано только одно Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

4. Основными функциями Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов являются:

1) содействие в реализации государственной политики и формирование предложений в области осуществления деятельности по оказанию психологической помощи;

2) формирование предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности в области оказания психологической помощи, в том числе, экспертиза федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность в указанной сфере;

3) ведение сводного реестра специалистов-психологов (членов саморегулируемых организаций психологов);

4) защита прав и законных интересов саморегулируемых организаций психологов;

5) разработка базовых стандартов психологической помощи и иных типовых документов;

6) разработка рекомендаций  по образовательным программам образовательных учреждений, осуществляющих высшее профессиональное обучение специалистов в области психологии;

7) разработка рекомендаций по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов-психологов;

8) разработка рекомендаций о порядке и сроке стажировки лиц, претендующих на членство в саморегулируемой организации психологов;

9) рассмотрение обращений и жалоб саморегулируемых организаций психологов и получателей психологической помощи.

Статья. 44. Права и обязанности Всероссийского объединения саморегулируемых организаций психологов

1.Саморегулируемая организация психологов наряду с правами, установленными Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», вправе:

1) устанавливать в отношении своих членов дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи;

2) разрабатывать и устанавливать дополнительные меры дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

3) осуществлять осуществлять иные права, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также внутренними документами саморегулируемой организации.

2. Саморегулируемая организация психологов наряду с исполнением обязанностей, установленных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», обязана:

1) осуществлять функции саморегулируемой организации психологов, предусмотренные частью 2 статьи 30 настоящего Федерального закона;

2) формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед получателями психологической помощи и третьими лицами;

3) сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области оказания психологической помощи, информацию:

а) об изменениях в сведениях о саморегулируемой организации психологов для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций психологов, а также о возникшем несоответствии саморегулируемой организации психологов установленным требованиям;

б) о дополнительных требованиях в отношении своих членов к предусмотренным настоящим Федеральным законом требованиям, обеспечивающих их ответственность при осуществлении деятельности по оказанию психологической помощи;

в) о дополнительных к мерам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, мерах дисциплинарного воздействия на своих членов за нарушение ими требований настоящего Федерального закона, стандартов психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

4)отказывать в принятии в члены саморегулируемой организации психологов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

5) исключать из членов саморегулируемой организации психологов по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации психологов;

6) осуществлять осуществлять иные обязанности, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также внутренними документами саморегулируемой организации.

Статья 45. Членство в саморегулируемых организациях психологов

1. Специалист-психолог одновременно может быть членом только одной саморегулируемой организации психологов.

2. Требованиями к членству в саморегулируемой организации психологов являются:

1) дееспособность;

2) наличие диплома о высшем психологическом образовании (с уровнем профессиональной подготовки не ниже специалиста);

3) иные требования, установленные саморегулируемой организацией психологов и не противоречащие требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации «О саморегулируемых организациях».

3. Основаниями для отказа в приеме в члены саморегулируемой организации психологов являются:

1) несоответствие лица требованиям настоящей статьи и требованиям к членству, утвержденным саморегулируемой организацией психологов;

2) представление документов, не соответствующих установленным настоящей статьей требованиям и/или установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных в саморегулируемую организацию психологов;

3)исключение лица из членов этой или иной саморегулируемой организации психологов в соответствии с пунктом 2 части 4 настоящей статьи, если с момента исключения прошло менее одного года;

4) недееспособность или заболевание специалиста-психолога, препятствующее осуществлению деятельности по оказанию психологической помощи.

4.Основаниями для прекращения членства в саморегулируемой организации психологов являются:

1) заявление психолога о выходе из членов саморегулируемой организации психологов;

2) решение саморегулируемой организацией психологов об исключении психолога из членов саморегулируемой организации психологов в связи с нарушением им требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, стандартов психологической помощи, кодекса профессиональной этики психолога;

3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных для приема в члены саморегулируемой организации психологов;

4) состояние здоровья в соответствии с медицинским заключением;

5) иные основания, установленные саморегулируемой организаций психологов.

Статья 46. Компенсационный фонд саморегулируемых организаций психологов

1. Формирование компенсационного фонда и размещение средств такого фонда осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».

2. Не допускается освобождение члена саморегулируемой организации психологов от обязанности внесения взносов в компенсационный фонд.

Глава VI. Контроль, надзор и ответственность за деятельностью по оказанию психологической помощи

Статья 47. Контроль и государственный надзор за оказанием психологической помощи

1. Контроль за оказанием психологической помощи специалистами-психологами - членами саморегулируемой организации психологов - осуществляется саморегулируемой организацией психологов в установленном ею порядке.

2. Контроль за деятельностью саморегулируемых организаций психологов осуществляет Всероссийское объединение саморегулируемых организаций психологов.

3. Государственный контроль за деятельностью государственных учреждений, оказывающих психологическую помощь, находящихся в ведении уполномоченного федерального органа исполнительной власти и уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации в области оказания психологической помощи населению.

4. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций психологов осуществляют уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере оказания психологической помощи населению в соответствии с их полномочиями.

Статья 48. Ответственность за оказание психологической помощи

Лица, оказывающие психологическую помощь, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.

Глава VII. Заключительные положения

Статья 49. Переходные положения

1. До 1 января 2015 года:

1) психологическая помощь населению может оказываться психологами, не являющимися членами саморегулируемых организаций психологов;

2) психологи, имеющие стаж работы по оказанию психологической помощи более одного года, могут вступить в члены саморегулируемых организаций психологов в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, на основе сдачи квалификационного экзамена без прохождения стажировки;

3) профессиональные объединения психологов, приведшие учредительные документы в соответствие с установленными настоящим Федеральным законом требованиями к саморегулируемым организациям психологов, имеют право подать в установленном порядке в уполномоченный федеральный орган заявление о внесении сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций психологов.

Статья 50.  Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

 

Обсуждение проекта в блоге Т.Ю. Базарова.


 
Век тревожности: Как люди борются с неврозами и паническими атаками печать 28 октября 2016

Век тревожности: Как люди борются с неврозами и паническими атаками

Как распознать проблемы человека с помощью текстовых методик? видео 28 октября 2016

Как распознать проблемы человека с помощью текстовых методик?

5 фильмов о психофармакологии видео 27 октября 2016

5 фильмов о психофармакологии

Ольга Зевелева: «Миграционная политика и коллективная идентичность» видео 27 октября 2016

Ольга Зевелева: «Миграционная политика и коллективная идентичность»

Все медиа-обзоры  |  RSS