Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Лучшие спортсмены прекрасно справляются и с когнитивными задачами

Согласно новым исследованиям, волейболисты, добившиеся высоких результатов вплоть до олимпийских медалей, лучше среднего выполняют и целый ряд других заданий. В частности, топовые волейболисты превосходят большинство людей в том числе и в скорости переработки информации. Исследования, в которые были вовлечены 87 лучших бразильских игроков в волейбол, в том числе, и те, кто выигрывал медали на Олимпиадах в Пекине и Лондоне, а также 67 их сверстников, не занимающихся профессиональным спортом, показали, что среди атлетов различия в скорости обработки информации между мужчинами и женщинами, которые наблюдаются в обычной популяции, значительно нивелируются.

В частности, исследователи показали, что спортсменки значительно меньше отличались от спортсменов по скорости вычислений в уме и временах реакции, тогда как среди тех, для кого спорт не является целью всей жизни, девушки значительно медленнее выполняют такие задания, чем мужчины. Исследование было недавно опубликовано в журнале Frontiers in Psychology.

«Я считаю, что результаты нашей работы позволили понять, что спортсмены в определенной степени отличаются от других людей», - говорит профессор, преподаватель психологии в Университете Иллинойса Артур Крамер, который провел данное исследование вместе со своей аспиранткой Элоизой Алвес.

«Мы показали, что в целом спортсмены способны проявлять ингибиторное поведение, чтобы быстро останавливать свою деятельность, когда это им необходимо. Этот навык весьма важен как в спорте, так и в повседневной жизни. Кроме того, они также способны быстрее активироваться и моментально схватывать информацию, а также быстрее переключаться между заданиями, чем не-спортсмены». По мнению Крамера, «это весьма небольшие различия, однако тем не менее, они чрезвычайно интересны».

В целом можно сказать, что спортсмены быстрее выполняют задания на оценку памяти, а также задачи, которые требуют быстрого переключения между способами решения. Спортсмены быстрее замечают объекты, которые находятся на периферии зрительного поля, и отмечают небольшие изменения в сложных зрительных сценах. Кроме того, они способны лучше выполнять задания, игнорируя нерелевантную информацию.

Задания, которые предлагались испытуемым, заключались в том, что им надо было, во-первых, выполнять тест на время реакции – нажимать на клавишу «/» каждый раз, когда этот знак появлялся на экране, за исключением тех случаев, когда одновременно с этим подавался звук. Неспортсмены по сравнению со спортсменами реагировали быстрее в пробах без звука, но подавлять реакцию получалось быстрее у спортсменов.

Можно предположить, что наиболее интересным результатом является то, что девушки-спортсменки обладают определенными когнитивными преимуществами перед своими сверстниками-неспортсменами. По словам Крамера, эти преимущества уменьшают различия в скорости переработки информации между мужчинами и женщинами.

«Можно привести пример того, как вы, сидя в своей машине, готовитесь стартовать на зеленый сигнал светофора, но внезапно замечаете пешехода, который перебегает дорогу. Способность быстро прекратить одно движение и сделать другое в такой ситуации может спасти человеческую жизнь», - говорит Крамер. – «Таким образом, и активация, и ингибиция реакций одинаково важны».

Наше понимание данных процессов все еще является неполным, поскольку мы не знаем того, являются ли эти способности атлетов врожденными или приобретенными  в процессе тренировок. Вполне вероятно, что люди приходят в такие виды спорта, которые требуют мгновенной реакции именно потому, что изначально обладают определенными качествами психических реакций. С другой стороны, может быть и так, что высокая скорость переключения вырабатывается многолетними ежедневными тренировками. Авторы исследования считают, что в определенной степени в это явление вносят свой вклад оба фактора.

 

Литература:


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS