Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Восприятие цвета и музыки опосредовано переживанием эмоций

Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании. Такие результаты были получены исследователями из Калифорнийского Университета в Беркли.

Согласно данным исследованиям, проведенным в США и Мексике на широкой выборке респондентов, люди ассоциируют классические музыкальные произведения с одними и теми же цветами. Из этого следует предположение, что в целом существует определенная универсальная эмоциональная палитра, которая определяет ассоциативную связь музыки и цвета. Полученные результаты проливают новый свет на понимание механизмов синестезии.

При помощи цветовой палитры ученые показали, что быстрая, энергичная музыка в мажоре ассоциируется с яркими, светлыми, теплыми оттенками, а медленная печальная музыка - с цветами более темными, блеклыми, холодными.

«Полученные результаты обладают удивительно высокой значимостью и надежностью, они воспроизводятся на выборках, принадлежащих к различным культурам. Они недвусмысленно указывают на ключевую роль эмоций в процессах, которые происходят в мозге, когда устанавливается ассоциативная связь между музыкой и цветом», - рассказывает Стивен Палмер из Университета в Беркли, один из авторов исследования, опубликованного в журнале PNAS – Бюллетене Национальной Академии наук США.

"К нашему удивлению, по результатам стало возможно предсказывать с 95%-й вероятностью, какой цвет - воспринимающийся как радостный или печальный - люди будут выбирать при прослушивании той или иной музыки", - говорит Палмер. Результаты своего исследования ученые также представят на Конференции Международной Ассоциации исследований цвета, которая пройдет в Великобритании в начале июля. В рамках презентации научный доклад будет сопровождаться цветомузыкальным шоу, в котором примет участие симфонический оркестр. Тем самым ученые хотят наглядно продемонстрировать, как эмоции, вызываемые восприятием музыки и цвета, взаимосвязаны благодаря единой мозговой системе переработки информации об эмоциях.

Исследователи провели несколько экспериментов. В первом эксперименте испытуемых просили выбрать из 37 заранее отобранных цветов 5, которые лучше всего соответствуют музыкальным фрагментам, которые они должны были прослушивать. Палитра состояла из ярких, светлых, темных и средних оттенков красного, оранжевого, желтого и других цветов радуги. Дополнительно их просили оценивать каждый музыкальный фрагмент по шкалам положительной/отрицательной, сильной/слабой, оживленной/тоскливой и агрессивной/спокойной эмоций.

Результаты показали, что большинство испытуемых выбирали преимущественно яркие, теплые оттенки при прослушивании более ритмичной, позитивной музыки и темные, холодные, блеклые тона – при прослушивании более спокойной, грустной, медленной музыки.

В двух последующих экспериментах изучались взаимосвязи восприятия музыки и лиц, а также лиц и цвета. Результаты подтвердили гипотезу исследователей о том, что «во взаимосвязь музыки и цвета включены основные эмоции». Об этом говорит Карен Шлосс, второй автор статьи и исследователь в Университете Беркли. Тот же паттерн результатов возникал и в том случае, когда участники исследования выбирали выражения лица, которые лучше всего подходили к тому или иному музыкальному отрывку. Музыка в мажоре соотносилась испытуемыми с выражениями радости на лице, а минорные отрывки – с экспрессиями печали. С другой стороны, радостное лицо чаще всего соотносили с желтыми и другими яркими оттенками, а гневное – с темными и ярко-красными.

Результаты исследований могут быть весьма полезными для практики - в частности, для создания новых программ арт-терапии, более эффективной рекламы и разработки музыкальных приложений и гаджетов. Например, можно создавать более эмоционально привлекательную анимацию для визуализации электронной музыки. Сейчас в таких программах цвета и паттерны генерируются случайным образом и не учитывают особенности цветовосприятия, эмоциональных переживаний и синестезии.

Что касается исследований синестезии, данное исследование также может пролить свет на ее механизмы. Под синестезией понимается особое явление, когда восприятие сигнала одной модальности приводит к переживаниям и ассоциациям другой или других модальностей - в частности, прослушивание музыки автоматически вызывает образы тех или иных цветов. Цветомузыкальная синестезия - частый предмет внимания ученых, а также достаточно распространенное явление среди художников, музыкантов и других людей искусства.

В дальнейших исследованиях Палмер и его коллеги планируют изучить те же механизмы на выборках представителей других культур – в частности, в Турции и в Китае. Известно, например, что турецкая национальная музыка включает значительно больший спектр тональностей, не сводимых только к минору и мажору, характерных для классической европейской музыки. Тембр национальных инструментов, характерных для турецкой и китайской музыки, также может повлиять на особенности восприятия эмоций и цвета в связи с музыкой.

 

Литература:


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS