Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Употребление "я" и "мы" в речи как показатель депрессии

Все мы сильно отличаемся по тому, насколько часто используем в своей устной и письменной речи местоимения первого лица единственного (то есть, «я») и множественного числа («мы»). Ранее ученые полагали, что это определенная привычка, над которой мы порой не имеем сознательного контроля. Теперь новое исследование немецких ученых показало, что те, кто чаще других употребляют в речи местоимение «я», больше подвержены депрессии и испытывают больше проблем в общении. «Обилие местоимения «я» в речи подчеркивает отличие говорящего от других людей и его особую выделенность из окружающего мира», - утверждают исследователи под руководством Йоханнеса Циммермана. – «А частое употребление множественного числа, то есть, слова «мы», подчеркивает включенность в социум».

Циммерман и его коллеги подсчитали частоту употребления местоимений в 118 психотерапевтических интервью, которые длились от часу до полутора. Клиенты терапевтов говорили о своем прошлом, взаимоотношениях и самовосприятии. Это было эксплораторное исследование, поскольку ученые заранее выбирали тексты, зная, что в такого рода разговорах будет встречаться заведомо большое количество местоимений  первого лица. Поэтому они являются хорошим материалом для начала исследований.

Контингент клиентов психотерапевтов включал 99 пациентов клиник и 19 здоровых контрольных респондентов. Большинство из них (103 человека) составляли женщины. Проблемы, с которыми они обращались к терапевту, включали тревожность, расстройства питания и прочее. Все респонденты заполняли опросники, определяющие их уровень переживания депрессии и особенности межличностных взаимоотношений.

Исследование показало, что частое использование местоимений первого лица единственного числа коррелирует с более высокими показателями депрессии и со стрессом, испытываемым в межличностных отношениях, который характеризуется тем, что исследователи называют «интрузивным стилем», что включает неадекватное чрезмерное раскрепощение и повышенный поиск внимания окружающих, а также неспособность долгое время находиться одному. «Местоимение «я», часто встречающееся в речи, может быть частью стратегии активного поиска дружественного внимания и положительного отношения со стороны окружающих», - говорят исследователи. – «Это тенденция к поиску внимания других к своей персоне, а не самостоятельного фокусирования своего внимания на себе».

Напротив, более частое использование местоимений множественного числа связано с более низкими показателями по шкале депрессии и с меньшим межличностным стрессом. К удивлению исследователей, связано это было с «холодным» стилем межличностных отношений. Ученые считают, что это так называемая функциональная холодность – способность помогать людям, когда они в этом нуждаются, при этом оставаясь отстраненным от них в целях самосохранения.

Полученные данные представляют несомненный интерес, поскольку позволяют лучше понять особенности использования местоимений в нашей речи: к примеру, более ранние исследования показали, что более частое употребление «я» связано с социальной тревожностью и неудовлетворенностью браком. С другой стороны, проведенный анализ имеет и существенные ограничения, поскольку он был проведен на преимущественно клинической выборке, что затрудняет распространение результатов на более широкую выборку.

 

Литература:

Zimmermann, J., Wolf, M., Bock, A., Peham, D., and Benecke, C. (2013). The way we refer to ourselves reflects how we relate to others: Associations between first-person pronoun use and interpersonal problems. Journal of Research in Personality, 47 (3), 218-225 DOI: 10.1016/j.jrp.2013.01.008


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS