Цвет вашего ночника может влиять на настроение

По результатам нового исследования, оттенок света, которым освещена ваша комната ночью, может иметь существенное значение. И дело здесь не только в индивидуальных предпочтениях – ученые показали, что самые сильные эффекты изменения (в частности, ухудшения) настроения связаны с голубоватым светом, далее по степени влияния следует белый. Однако при включении красного света в эксперименте наблюдалось меньше симптомов депрессии и связанных с ними изменений в мозге. А лучше всего настроение было у тех, кто спал вообще без света.

Результаты этого исследования могут иметь большое значение для тех людей, кто работает посуточно, и часть рабочего времени приходится на ночь. По мнению ученых, они больше подвержены перепадам настроения и даже связанным с ними расстройствам психики. По словам одного из авторов исследования Рэнди Нельсона из Госуниверситета Огайо, «полученные результаты позволяют предположить, что если бы в тех помещениях, где работают ночью, мы могли вместо белого света использовать красный там, где это возможно, это позволило бы уменьшить негативные эффекты на настроение и работоспособность».

Статья была опубликована 7 августа в новом номере журнала «The Journal of Neuroscience».

Исследование, проведенное на грызунах, посвящено роли специализированных фоточувствительных клеток сетчатки глаза. Они не играют значимой роли в процессе зрительного восприятия, однако способны различать свет и посылать сигнал в ту часть мозга, которая позволяет контролировать циклы сна и бодрствования – так называемые циркадианные ритмы.

Кроме того, еще в одном исследовании были получены данные в пользу того, что эти светочувствительные клетки также посылают сообщения в зону, ответственную за настроение и эмоции.

«Освещение в ночное время может приводить к тому, что зоны мозга, связанные с эмоциями, начнут регулировать наше настроение в то время суток, в какое они обычно этого не делают», - говорит соавтор статьи Трейси Бедросиан. – «Именно в этом может быть причина того, что свет ночью связан у некоторых людей с депрессией».

То, что люди воспринимают как разные цвета освещения, на самом деле является различным спектральным составом света. Получается, что интересующие нас клетки меняют свою реакцию в зависимости от длины волны. Более всего они чувствительны к синему свету, а менее всего – к красному.

Ученые решили проверить, как освещение красного и синего цвета будет влиять на поведение и мозговую активность грызунов.

В одном эксперименте ученые в течение 4 недель по ночам включали для своих испытуемых – взрослых самок джунгарского хомячка – свет определенного оттенка. Это мог быть рассеянный красный, синий или белый свет, а в контрольном условии света не было совсем.

Затем исследователи провели несколько тестов, во время которых у грызунов оценивалась степень проявления депрессивных симптомов. Например, таковым считалось поведение, когда хомяки пили меньше угощения (сладкой воды), чем в норме.

Результаты показали, что хомяки, которые спали без света, пили сладкой воды больше, чем все остальные. Затем следовала группа хомяков, спавших при красном свете, далее – при белом, и наконец, при синем. Последние две группы пили существенно меньше других.

После проведения всех тестов были изучены области гиппокампа у хомяков из разных групп. У «депрессивных» испытуемых (условия синего и белого света) количество дендритных шипиков значимо уменьшалось по сравнению с другими (красный свет и темнота). Дендритные шипики – это тончайшие отростки нервных клеток, которые используются для установления связей между нейронами и передают химические сообщения от одной клетки к другой. Низкая плотность шипиков обычно связывается с депрессией.

По этому поводу Нельсон говорит следующее: «И поведенческие тесты, и результаты анализа структур мозга показали, что цвет освещения играет важную роль в регуляции настроения. Практически все наши данные, полученные на грызунах, подтвердили, что не стоит использовать лампы с синим и белым оттенками света. Однако, красноватый свет является более нейтральным с этой точки зрения». По глубокому убеждению ученых, эти результаты могут быть перенесены непосредственно на человека.

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

29 июня