Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Как увидеть невидимое при помощи речи и языка?

Нам кажется естественным считать, что благодаря зрению мы воспринимаем мир таким, какой он есть: наши глаза просто позволяют улавливать отраженный от объектов окружающего мира свет и затем передавать полученную информацию мозгу. Однако, для зрения недостаточно иметь глаза. Все, что мы зрительно воспринимаем, является в конечном итоге следствием системного взаимодействия поступающей на вход сенсорной информации, интерпретируемой в совокупности с другими ранее полученными зрительными впечатлениями, и, в числе прочего, языка, на котором мы говорим.

Слова могут играть важную роль в нашем зрительном восприятии. Очередное подтверждение этому факту найдено недавно профессором психологии и когнитивной науки Гари Лупианом из Университета Висконсина и аспиранткой Йельского Университета Эмили Уорд. Их статья опубликована в Бюллетене Национальной академии наук США (PNAS).

«Наша система зрительного восприятия делает все возможное, чтобы преобразовать зачастую размытую и неоднозначную картинку в информацию об объектах, помещая ее в известный нам контекст. Исследования, подобные нашему, позволяют показать, что язык является мощнейшим инструментом формирования содержаний зрительного восприятия и работает как нисходящий канал информации для сенсорно-перцептивных процессов. В случае зрения то, что мы осознаем как воспринимаемое, в значительной степени обусловлено нашим опытом, знаниями и установками», - говорит Лупиан.

Такие установки или готовность к восприятию определенных объектов могут быть изменены при помощи только одного слова. Чтобы показать, насколько глубоко влияние слов языка на восприятие, Лупиан и Уорд использовали так называемый метод непрерывной бинокулярной маскировки, позволяющий маскировать изображение, подаваемое на один глаз, при помощи так называемой маски – непрерывно мигающих ярких линий, подаваемых на другой глаз.

В эксперименте испытуемым в качестве объектов для распознавания предъявлялись изображения хорошо знакомых предметов – например, мебели (стул), растений (тыква) и животных (кенгуру). Маска, которую испытуемые видели вторым глазом, фактически была зрительным шумом. Поскольку высококонтрастные и постоянно двигающиеся линии привлекают непроизвольное внимание испытуемого, информация об объекте, предъявляемом одновременно с маской, не доходит до уровня осознанного восприятия. Задачей испытуемого было после каждой пробы нажимать на кнопку, указывая, видели ли они предмет. Всего в эксперименте было три условия: в первом из них перед пробой испытуемому на слух предъявлялось название того предмета, который затем будет показан. Во втором условии испытуемый слышал название, нерелевантное изображению – например, ему говорили «стул», а показывали тыкву. В третьем, контрольном условии перед зрительной пробой не было вербальной актуализации объекта.

Результаты исследования показали, что в том случае, когда звучащее слово соответствовало изображению, испытуемые значимо чаше сообщали, что они что-то увидели, чем если слово не соответствовало картинке или его не было вовсе. Напомним, что от них не требовалось отчета о том, какой именно предмет был изображен, и его образ не доходил до сознания в силу маскировки. В этом проявлялся так называемый эффект прайминга: «Если испытуемые слышали название объекта, изображение которого затем будет подавляться, этот объект как бы выдвигался на передний план сознания», - объясняет Лупиан.

В том случае, когда слово не совпадало с изображением, испытуемые сообщали о наличии картинки даже реже, чем в контрольном условии. Например, слыша слово «тыква», вы будете ожидать нечто круглое, в форме тыквы. Если сенсорный вход от сетчатки соответствует этому ожиданию, объект выдвинется и станет осознаваться, а если слово не соответствует картинке, он еще сильнее подавляется.

 

Литература:


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS