Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Как увидеть невидимое при помощи речи и языка?

Нам кажется естественным считать, что благодаря зрению мы воспринимаем мир таким, какой он есть: наши глаза просто позволяют улавливать отраженный от объектов окружающего мира свет и затем передавать полученную информацию мозгу. Однако, для зрения недостаточно иметь глаза. Все, что мы зрительно воспринимаем, является в конечном итоге следствием системного взаимодействия поступающей на вход сенсорной информации, интерпретируемой в совокупности с другими ранее полученными зрительными впечатлениями, и, в числе прочего, языка, на котором мы говорим.

Слова могут играть важную роль в нашем зрительном восприятии. Очередное подтверждение этому факту найдено недавно профессором психологии и когнитивной науки Гари Лупианом из Университета Висконсина и аспиранткой Йельского Университета Эмили Уорд. Их статья опубликована в Бюллетене Национальной академии наук США (PNAS).

«Наша система зрительного восприятия делает все возможное, чтобы преобразовать зачастую размытую и неоднозначную картинку в информацию об объектах, помещая ее в известный нам контекст. Исследования, подобные нашему, позволяют показать, что язык является мощнейшим инструментом формирования содержаний зрительного восприятия и работает как нисходящий канал информации для сенсорно-перцептивных процессов. В случае зрения то, что мы осознаем как воспринимаемое, в значительной степени обусловлено нашим опытом, знаниями и установками», - говорит Лупиан.

Такие установки или готовность к восприятию определенных объектов могут быть изменены при помощи только одного слова. Чтобы показать, насколько глубоко влияние слов языка на восприятие, Лупиан и Уорд использовали так называемый метод непрерывной бинокулярной маскировки, позволяющий маскировать изображение, подаваемое на один глаз, при помощи так называемой маски – непрерывно мигающих ярких линий, подаваемых на другой глаз.

В эксперименте испытуемым в качестве объектов для распознавания предъявлялись изображения хорошо знакомых предметов – например, мебели (стул), растений (тыква) и животных (кенгуру). Маска, которую испытуемые видели вторым глазом, фактически была зрительным шумом. Поскольку высококонтрастные и постоянно двигающиеся линии привлекают непроизвольное внимание испытуемого, информация об объекте, предъявляемом одновременно с маской, не доходит до уровня осознанного восприятия. Задачей испытуемого было после каждой пробы нажимать на кнопку, указывая, видели ли они предмет. Всего в эксперименте было три условия: в первом из них перед пробой испытуемому на слух предъявлялось название того предмета, который затем будет показан. Во втором условии испытуемый слышал название, нерелевантное изображению – например, ему говорили «стул», а показывали тыкву. В третьем, контрольном условии перед зрительной пробой не было вербальной актуализации объекта.

Результаты исследования показали, что в том случае, когда звучащее слово соответствовало изображению, испытуемые значимо чаше сообщали, что они что-то увидели, чем если слово не соответствовало картинке или его не было вовсе. Напомним, что от них не требовалось отчета о том, какой именно предмет был изображен, и его образ не доходил до сознания в силу маскировки. В этом проявлялся так называемый эффект прайминга: «Если испытуемые слышали название объекта, изображение которого затем будет подавляться, этот объект как бы выдвигался на передний план сознания», - объясняет Лупиан.

В том случае, когда слово не совпадало с изображением, испытуемые сообщали о наличии картинки даже реже, чем в контрольном условии. Например, слыша слово «тыква», вы будете ожидать нечто круглое, в форме тыквы. Если сенсорный вход от сетчатки соответствует этому ожиданию, объект выдвинется и станет осознаваться, а если слово не соответствует картинке, он еще сильнее подавляется.

 

Литература:


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS