Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Дополнительные уроки музыки повышают удовлетворенность школой

В то время как в России начинает действовать новый закон об образовании, привнесший в жизнь учреждений среднего и высшего образования множество нововведений, в других государствах пытаются понять, чего же хотят сами ученики и оценить те или иные влияния школьной программы на то, насколько детям приятно ходить в школу.

Так, новое исследование финских ученых, опубликованное в журнале Music Education Research (Исследования музыки в образовании), посвящено изучению того, влияет ли увеличение количества уроков музыки в школе на удовлетворенность учащихся своей школой. В исследовании участвовало 735 учеников из 3 и 6 классов 10 финских школ, в которых музыку преподают больше, чем заложено в стандартной программе, и из контрольных классов с обычной программой.

Согласно полученным результатам, по большинству оцениваемых параметров различия между классами с расширенным музыкальным образованием и контрольными классами были значимы для учеников 6 класса. В частности, отличались факторы общей удовлетворенности, предоставляемых школой возможностей и достижений учащихся, климат в классе и идентичность со своим классом. Однако, для детей, обучающихся в 3 классе, таких различий выявлено не было, что позволяет говорить о влиянии некоторого фактора во время обучения с 3 по 6 класс. Наиболее вероятное объяснение заключается в том, что именно расширенная программа музыки – 4 часа по сравнению с 1 часом в неделю в контрольных классах – приводит в конечном счете к большей удовлетворенностью школой.

Итак, дополнительное музыкальное образование изменяет отношение к школе. Но возможно, что это не связано с уроками именно музыки, а является следствием любого вида дополнительного образования? Ученые проверили эту гипотезу, сравнив результаты первой серии исследования с показателями 98 детей из классов с расширенной программой по физкультуре и изобразительному искусству. Однако, и в 6 классе их удовлетворенность школой не отличалась от таковой для контрольных классов.

Как говорят авторы исследования, «наиболее популярными видами активности на дополнительных занятиях музыкой являются пение в хоре и выступления в ансамбле. Как показали другие исследования, людям нравится заниматься такой деятельностью, когда они работают в команде, синхронизируясь с другими ее членами. При этом возрастает отождествление себя с группой и даже увеличивается степень доверия к окружающим». Таким образом, ученые считают, что при хоровом пении или танце в ансамбле учащиеся синхронизируют свои действия, чего нет на уроках рисования или физкультуры.

Частично объяснить полученные результаты может тот факт что девочки, с одной стороны, составляют большинство в «музыкальных» классах, и они же, с другой, обычно оценивают свою удовлетворенность школой несколько выше. Однако, гендерные различия могут объяснить не все различия. После соответствующей поправки на соотношение девочек и мальчиков оказалось, что именно у последних расширенные уроки музыки сильнее повышают оценку школы и школьной жизни.

Финская школьная система в гораздо большей степени, чем системы других стран, основана на равенстве учеников. Их не делят на коррекционные и продвинутые классы, и, пожалуй, отбор по способностям к музыке в музыкальные классы – единственный отбор по способностям в финской школе.

«Финская система дополнительного музыкального образования уникальна. Именно поэтому аналогичные исследования не могли быть проведены в других странах», - говорят авторы статьи. Однако, они также считают возможным такое объяснение, что основные компоненты дополнительной музыкальной подготовки – хоровое пение и совместное музицирование – могут быть реализованы и на обычном уроке музыки в любой школьной программе любой страны. А положительные эффекты от введения дополнительных уроков музыки и искусства оказываются просто невероятными.

Напомним, что финское образование считается одним из самых эффективных в мире. Возможно, некоторые его особенности могли бы быть учтены и в отечественной образовательной системе.

 

Литература:


 
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Все медиа-обзоры  |  RSS