Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Где в мозге скрыто воображение?

Философы и ученые давно бьются над разгадкой того, откуда берется способность человека к воображению. Другими словами, что позволяет нам создавать великие произведения искусства, изобретать новые инструменты, методы исследования, делать научные открытия и так далее?

Ответ можно найти в новом исследовании ученых из Дартмута. Согласно их результатам, воображение следует искать в распределенной нейронной сети так называемого «психического рабочего пространства», которая позволяет сознательно трансформировать образы, символы, мысли и теории и дает человеку возможность максимально концентрировать свое внимание на решении сложнейших запутанных проблем, создавая новые идеи.

Статья под названием «Структура и динамика нейронной сети психического рабочего пространства» опубликована на этой неделе в Бюллетене Национальной академии наук США (PNAS).

«Благодаря нашей работе мы смогли приблизиться к пониманию того, как организация и структура нашего мозга отличается от таковой у других видов и обеспечивает нам возможность мыслить широко, свободно и творчески», - говорит первый автор статьи Алекс Шлегель, выпускник факультета психологии и наук о мозге. – «Понимание этих различий позволяет нам глубже проникнуть в тайны происхождения творческих способностей человека и даже, возможно, дает нам шанс воспроизвести подобные творческие процессы с помощью искусственного интеллекта».

Ученые давно предполагали, что для развития человеческого воображения необходимо наличие специализированной распределенной нейронной сети, однако с помощью изучения активности мозга как таковой доказательств этой гипотезе найдено не было. Дартмутские исследователи поставили перед собой задачу ответить на такой вопрос: как именно мозг позволяет нам осуществлять мысленные манипуляции с образами? Например, попробуйте вообразить шмеля с головой как у быка – задание на первый взгляд простое, однако, требующее значительной загрузки ресурсов мозга для построения совершенно нового образа.

Итак, в эксперименте приняли участие 15 добровольцев, которых просили воображать себе определенные абстрактные зрительные объекты сложной формы и затем мысленно комбинировать их, создавая новые, еще более сложные фигуры, или, напротив, разделять их на части в своем воображении. Исследователи измеряли при этом активность мозга испытуемых, используя методы фМРТ. Они обнаружили корковую и подкорковую нейросеть, распределенную по различным областям мозга, активность которой была связана с ментальные преобразования образов. Эта нейронная сеть практически полностью воспроизводит те теоретические представления о «психическом рабочем пространстве», которое, по мнению многих ученых, может отвечать за наши способности к воображению.

 

Литература:


 
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

Все медиа-обзоры  |  RSS