Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Способность запоминать маршрут заложена в мозге

Мозг тех людей, которые легко запоминают маршрут, если проехали по нему на пассажирском сиденье, отличается от мозга человека, которому для того, чтобы ориентироваться в городе, необходима карта или спутниковая система навигации. Этот вывод сделал в своем диссертационном исследовании Юст Вегман из Университета Наймегена.

Вегман показал, что те, у кого хорошо с навигацией, автоматически запоминают и хранят в памяти ключевые объекты на своем пути. Те же, кому сложно добраться из точки А в точку Б, обычно запоминают, где и куда им нужно повернуть (например, два поворота налево, затем возле памятника повернуть направо).

Вегман также показал, что в мозге плохих и хороших «навигаторов» существуют явные структурные различия. Исследователь объясняет: «Эти анатомические отличия не столь велики, но благодаря большому объему данных были показаны их статистическая значимость». Отличаются, прежде всего, гиппокампы: так, было показано, что те, кто легко ориентируется на местности, обладают большим объемом так называемого серого вещества (тел нейронов) в гиппокампе, в котором и происходит переработка информации. У тех, кто испытывает трудности с навигацией, больше объем белого вещества – отростков нервных клеток, образующих проводящие пути для связей между нейронами – в хвостатом ядре. Эта структура связана с хранением информации о пространственных действиях в системе координат, центрированной относительно самого субъекта. Например, знания о том, что нужно повернуть направо в определенном месте.

В своей работе Вегман использовал данные, полученные в нескольких исследованиях, проведенных учеными из группы изучения Нейронных коррелятов пространственной памяти Университета Наймегена. Вегман рассказывает о проделанной работе: «В наших исследованиях мы всегда даем участникам расширенные опросники. Это позволяет нам объяснять возможные различия в поведении участников после проведения эксперимента. Обычно люди достаточно адекватно оценивают свои способности к пространственному ориентированию, поэтому самоотчеты позволяют составить о них хорошее представление. Соотнеся ответы испытуемых и результаты сканирования их мозга, которые мы собирали в течение нескольких лет, мы смогли выделить определенные различия».

 

Литература:


 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS