Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Психология новогодних подарков

С приближением новогодних праздников внимание людей сфокусировано на поиске подарков для друзей и близких. Мы часами прочесываем магазины, чтобы выбрать правильные подарки на Новый год для самых важных для нас людей.

Обмен подарками – одна из важных составляющих празднования любого праздника, не только Нового года. Ученые говорят, что само вручение подарка может приносить дарителю значительную психологическую пользу. Вручение подарка – универсальный способ демонстрации интереса, уважения, благодарности, а также укрепления отношений с окружающими людьми.

Девин А. Бирд, доцент факультета наук о поведении Южного Университета в г. Саванна, рассказывает о проведенном им исследовании: «За вручением подарка стоит целостная деятельность – определить, что нужно подарить человеку, и убедиться, что этот подарок ему понравится. Поиски правильных подарков сопровождаются значительным ростом положительных эмоций».

По мнению психологов, для человека важнее дарить, чем получать подарки, поскольку дарение еще является и актом альтруизма – заботы о блеагополучии других, в отличие от эгоизма. Когда мы дарим подарок, не ожидая ничего взамен, мы улучшаем наше психологическое самочувствие.

Профессор Дарлен Сильвернейл из Южного Университета в Вест Палм Бич, говорит, что «В курсах психологии развития и возрастной психологии мы рассказываем студентам об альтруизме и том, как благотворно он влияет на индивидов и общество. Даря подарки, мы внутренне чувствуем себя намного лучше, но и внешние преимущества».

Когда мы видим радостную улыбку на лице того, кому вручаем подарок, мы испытываем невероятное чувство удовлетворения. Это способ выразить наши чувства и признательность тем, кто нам дорог. Содержание переживаемых нами чувств зависит во многом от того, в каких отношениях находятся даритель и получатель подарка.

Согласно Бирду, «если подарок вручается другу, мы чувствуем заботу и внимание. Если подарками обмениваются влюбленные, они вызовут сентиментальные чувства. Вручение подарков связано с тем, как мы хотим взаимодействовать с теми, кому дарим». Он говорит, что подарки также могут становиться для дарителя способом загладить свою вину: «Мы часто сталкиваемся с этой функцией подарков, когда получаем их от тех людей, кто живет далеко от нас. Сейчас появилось много способов заказать подарок в интернете и отправить его на адрес друга. Такой подарок может выступать как извинение за то, что мы не смогли приехать и поздравить с праздниками лично. В таком случае мы получаем удовлетворение от того, что выбрали правильный подарок, и испытываем радостные эмоции».

«Если вы делаете что-то позитивное, вы привлекаете тем самым еще больше положительных эмоций, - говорит Сильвернейл. – Люди не всегда дарят ради того, чтобы что-то получить взамен, но часто мы рассуждаем так: если я сделал добро, оно ко мне вернется сполна».

С другой стороны, по мнению Бирда, вместе с дарением подарков мы ожидаем ответных действий: «Я представляю себе, что среди нас совсем немного тех, кто дарит и ничего не ждет в ответ. Но, как мне кажется, у нас есть врожденное желание получать, когда мы дарим. Не важно, что именно представляет собой подарок, людям хочется их получать».

Не только психологи понимают психические и эмоциональные преимущества дарения подарков. Время зимних праздников – также горячая пора для рекламщиков, которые стремятся к тому, чтобы увеличить число покупателей. Кажется, что рождественские и новогодние рекламные кампании с каждым годом начинаются все раньше и раньше. «Рекламируя свои товары, производители способствуют формированию культуры дарения подарков и нашей готовности к поиску того самого идеального подарка. У нас есть огромные ожидания и гипотезы относительно того, что для человека будет значит получение подарка. Те, кто делает рекламу, также хорошо знает о получаемом нами удовлетворении: подарок может быть весьма дорогим, но мы купим его и выиграем гораздо больше».

Но подарок может принести и негативные эмоции как дарителю, так и получателю, в случае если подарок намного значительнее или, напротив, намного меньше того, что мы ожидаем. «Если получая подарок, мы чувствуем, что даритель потратил на него слишком мало усилий и средств, мы ощущаем обиду или возмущение, - говорит Бирд. – Мы в такой ситуации считаем себя недооцененными или обманутыми. Или, наоборот, приходим в смущение, если подарок выражает слишком много».

Источник: http://www.southuniversity.edu


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017