Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

В чем разница между счастливой жизнью и содержательной?

Кому-то из нас нравится загорать на пляже, потягивая сангрию, другим – валяться на диване, есть шоколадные конфеты и играть в компьютерные игры. Многие согласятся, что такие маленькие сиюминутные удовольствия в целом увеличивают наше ощущение счастья. И все-таки, даже если у нас есть такая возможность, зачастую нам этого не хватает для полного счастья. Нам хочется найти смысл в жизни и наполнить ее содержанием.

К сожалению, то, что мы понимаем под «смыслом», зачастую игнорируется психологическими исследованиями. Однако, недавно появилась новая работа, авторы которой – Рой Баумайстер и его коллеги – провели масштабный онлайн-опрос из двух частей: в первой серии участвовали 397 взрослых респондентов (из них 68% были женщины, средний возраст респондентов – 36 лет), а во второй – 124 студента (45% женщин; средний возраст 21 год). Исследователей интересовали уровни субъективного ощущения счастья респондентов и то, насколько содержательной они считают свою жизнь. Участники заполняли опросники трижды в течение месяца. Затем их просили ответить еще на ряд вопросов с целью определить те факторы, которые были связаны с ощущением счастья, но не смысла жизни, и наоборот.

Результаты исследования показали: несмотря на то, что счастье и наполненность жизни связаны друг с другом (в двух сериях исследования получены значимые корреляции на уровне 0.63 и 0.7), команде исследователей удалось выяснить, чем же они различаются. Так, те респонденты, которые оценивали свою жизнь как более легкую, обладали хорошим здоровьем и достаточным количеством денег, чтобы покупать то, что им хочется, в плане жизненной перспективы были ориентированы на более краткосрочное планирование, чувствовали взаимосвязь с окружающими людьми и меньше были подвержены стрессу и огорчениям, а также оценивали себя как более счастливых. Все эти факторы имели нулевую или отрицательную связь с фактором содержательности жизни.

В отличие от тех особенностей, которые связаны с фактором радости, те люди, которые описывали свою жизнь как больше наполненную смыслом, говорили, что они больше времени тратят на размышление о прошлом и будущем, испытывают больше негативных событий в своей жизни, ожидают глубоких размышлений, участвуют в тех видах деятельности, которые позволяют им быть честными с самими собой; они испытывают больше стресса, тревоги и огорчений.

Некоторые из полученных результатов говорят сами за себя. Те люди, которых можно скорее описать как «получателей», переживали больше чувства счастья и радости, и меньше – смысла собственной жизни, и напротив, «дарители» были менее счастливы, но ощущали жизнь как более осмысленную. Например, общение со своими детьми описывалось как относящееся к смысложизненным видам деятельности, но не коррелировало с чувством радости. Споры и отстаивание своего мнения связано с меньшим переживанием радости, но больше – со смыслом жизни. В действительности, выполнение большинства видов деятельности, которые связаны с самовыражением, отражают содержательную сторону жизни, но не переживание радости. А чувство социальной поддержки связано с обоими факторами – смысла и счастья – но общение с любимыми и близкими коррелирует только со смыслом жизни (возможно, потому, как предполагают исследователи, что даже с самыми близкими людьми иногда бывает сложно).

Баумайстер и его команда пришли к следующему выводу: на сегодняшний день в психологической науке уделяется относительно немного внимания наполненной смыслом, но не самой счастливой жизни. Также она, по мнению ученых, недооценивается и недостаточно уважается. «Однако, - говорит ученый, - те люди, которые жертвуют сиюминутными удовольствиями, чтобы выполнять конструктивную роль в сообществе, могут вносить значительный вклад. Поощрение таких людей и формирование такого рода мотивации может быть неплохой целью позитивной психологии, даже несмотря на то, что они могут быть не столь счастливы».

Исследователи согласны с тем, что их исследование имеет определенные ограничения: причины переживания радости и наполненности жизни не были исследованы, и среди множества рассмотренных корреляций могли появиться случайные. Кроме того, выводы основаны на субъективной оценке, и, предположительно, могут быть культурноспецифичны.

 

Литература:

Roy F. Baumeister, Kathleen D. Vohs, Jennifer L. Aaker, and Emily N. Garbinsky (2013). Some key differences between a happy life and a meaningful life. Journal of Positive Psychology DOI: 10.1080/17439760.2013.830764

 


 
Медиа: обзоры
Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста видео 27 декабря 2018

ECCE 2018 Early Childhood Care and Education Воспитание и обучение детей младшего возраста

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра» видео 21 декабря 2018

III Всероссийская научно-практическая конференция «Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра»

Все медиа-обзоры  |  RSS