Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

В чем разница между счастливой жизнью и содержательной?

Кому-то из нас нравится загорать на пляже, потягивая сангрию, другим – валяться на диване, есть шоколадные конфеты и играть в компьютерные игры. Многие согласятся, что такие маленькие сиюминутные удовольствия в целом увеличивают наше ощущение счастья. И все-таки, даже если у нас есть такая возможность, зачастую нам этого не хватает для полного счастья. Нам хочется найти смысл в жизни и наполнить ее содержанием.

К сожалению, то, что мы понимаем под «смыслом», зачастую игнорируется психологическими исследованиями. Однако, недавно появилась новая работа, авторы которой – Рой Баумайстер и его коллеги – провели масштабный онлайн-опрос из двух частей: в первой серии участвовали 397 взрослых респондентов (из них 68% были женщины, средний возраст респондентов – 36 лет), а во второй – 124 студента (45% женщин; средний возраст 21 год). Исследователей интересовали уровни субъективного ощущения счастья респондентов и то, насколько содержательной они считают свою жизнь. Участники заполняли опросники трижды в течение месяца. Затем их просили ответить еще на ряд вопросов с целью определить те факторы, которые были связаны с ощущением счастья, но не смысла жизни, и наоборот.

Результаты исследования показали: несмотря на то, что счастье и наполненность жизни связаны друг с другом (в двух сериях исследования получены значимые корреляции на уровне 0.63 и 0.7), команде исследователей удалось выяснить, чем же они различаются. Так, те респонденты, которые оценивали свою жизнь как более легкую, обладали хорошим здоровьем и достаточным количеством денег, чтобы покупать то, что им хочется, в плане жизненной перспективы были ориентированы на более краткосрочное планирование, чувствовали взаимосвязь с окружающими людьми и меньше были подвержены стрессу и огорчениям, а также оценивали себя как более счастливых. Все эти факторы имели нулевую или отрицательную связь с фактором содержательности жизни.

В отличие от тех особенностей, которые связаны с фактором радости, те люди, которые описывали свою жизнь как больше наполненную смыслом, говорили, что они больше времени тратят на размышление о прошлом и будущем, испытывают больше негативных событий в своей жизни, ожидают глубоких размышлений, участвуют в тех видах деятельности, которые позволяют им быть честными с самими собой; они испытывают больше стресса, тревоги и огорчений.

Некоторые из полученных результатов говорят сами за себя. Те люди, которых можно скорее описать как «получателей», переживали больше чувства счастья и радости, и меньше – смысла собственной жизни, и напротив, «дарители» были менее счастливы, но ощущали жизнь как более осмысленную. Например, общение со своими детьми описывалось как относящееся к смысложизненным видам деятельности, но не коррелировало с чувством радости. Споры и отстаивание своего мнения связано с меньшим переживанием радости, но больше – со смыслом жизни. В действительности, выполнение большинства видов деятельности, которые связаны с самовыражением, отражают содержательную сторону жизни, но не переживание радости. А чувство социальной поддержки связано с обоими факторами – смысла и счастья – но общение с любимыми и близкими коррелирует только со смыслом жизни (возможно, потому, как предполагают исследователи, что даже с самыми близкими людьми иногда бывает сложно).

Баумайстер и его команда пришли к следующему выводу: на сегодняшний день в психологической науке уделяется относительно немного внимания наполненной смыслом, но не самой счастливой жизни. Также она, по мнению ученых, недооценивается и недостаточно уважается. «Однако, - говорит ученый, - те люди, которые жертвуют сиюминутными удовольствиями, чтобы выполнять конструктивную роль в сообществе, могут вносить значительный вклад. Поощрение таких людей и формирование такого рода мотивации может быть неплохой целью позитивной психологии, даже несмотря на то, что они могут быть не столь счастливы».

Исследователи согласны с тем, что их исследование имеет определенные ограничения: причины переживания радости и наполненности жизни не были исследованы, и среди множества рассмотренных корреляций могли появиться случайные. Кроме того, выводы основаны на субъективной оценке, и, предположительно, могут быть культурноспецифичны.

 

Литература:

Roy F. Baumeister, Kathleen D. Vohs, Jennifer L. Aaker, and Emily N. Garbinsky (2013). Some key differences between a happy life and a meaningful life. Journal of Positive Psychology DOI: 10.1080/17439760.2013.830764

 


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017