Новая методика диагностики аутизма

Группа специалистов по биомедицине из Средиземноморского института нейробиологии (Марсель, Франция) с помощью экспериментов на грызунах прояснила биологический механизм, лежащий в основе ранее обнаруженного ими положительного эффекта, оказываемого диуретиком буметанидом (bumetanide) на выраженность симптомов аутизма у детей. Ученые пришли к выводу, что восстановление нормальных функций нейронов происходит благодаря обеспечиваемому препаратом снижению уровня хлора в них и планируют начать его более широкие клинические испытания. Работа опубликована в журнале Science.

В декабре 2012 года группа под руководством Йехезкеля Бен-Ари (Yehezkel Ben-Ari) опубликовала в журнале Translational Psychiatry результаты своего небольшого исследования, в котором участвовали 60 детей с различными формами аутизма. В течение трех месяцев часть из них получала буметанид, обычно назначаемый при гипертонии и отеках, а часть – плацебо. Было установлено, что у детей со средне выраженной симптоматикой прием препарата вызвал улучшение социального поведения практически без негативных побочных эффектов. Но специалисты по аутизму отнеслись к этим результатам с осторожностью, так как стоящий за ними биологический механизм оставался не ясен.

Предыдущие исследования заставляют предположить, что в основе неврологических отклонений, результатом которых являются расстройства аутистического спектра, лежит нарушение реакции организма на важнейший ингибирующий нейромедиатор ЦНС гамма-аминомасляную кислоту (GABA) в момент появления на свет. В норме во время рождения под влиянием выброса гормона окситоцина GABA тормозит излишнюю активность нейронов головного мозга за счет снижения уровня концентрации в них ионов хлора, что позволяет плоду справиться со стрессом. Однако в случае аутизма по каким-то причинам происходит поломка этого механизма и нервные клетки остаются гиперактивными. Бен-Ари и его коллеги предположили, что буметанид, блокирующий каналы транспорта хлора в нейронах, может восстанавливать тормозящий эффект GABA и тем самым обеспечивать нормальную функцию нейронов и, соответственно, положительно влиять на симптомы аутизма.

Для проверки этой гипотезы исследователи создали две животные модели аутизма: мышей с генетической мутацией, ассоциированной с примерно 2-6 процентами случаев аутизма у человека – синдромом хрупкой X-хромосомы, и крыс, подвергшихся во внутриутробном периоде воздействию вальпроата натрия, что, как ранее было доказано, повышает риск аутизма у детей. У обеих групп животных наблюдались нарушения  социального поведения, похожие на таковые у детей с аутизмом.

Ученые выяснили, что в обеих моделях наблюдается повышенный уровень концентрации ионов хлора в клетках головного мозга животных как до рождения, так и после, и остается таковым во взрослом возрасте. Исследование методом электроэнцефалографии показало аномальную активность нейронов в гиппокампе после рождения, что говорит о нарушении механизма торможения. У обычных мышей и крыс повышенный уровень хлора в нервных клетках наблюдался только во внутриутробный период, после появления на свет он падал и мозговая активность становилась нормальной.

Добавление в питьевую воду беременных самок буметанида за день до родов вызвало эффект нормализации уровней ионов хлора в нейронах и мозговой активности у их потомства после рождения. Кроме того, такие крысята и мышата в меньшей степени демонстрировали «аутичное» поведение, чем потомство самок, не получавших буметанид. Применение же препарата в случае взрослых «аутичных» мышей улучшило их социальное поведение.

Бен-Ари, который является также CEO компании Neurochlore, разрабатывающей методы терапии аутизма, заявил в интервью Science, что полученные его группой результаты говорят о необходимости более широких клинических испытаний буметанида на детях с симптомами аутизма. Как пишет Nature, такие мультицентровые клинические испытания, финансируемые Neurochlore, уже на пути к началу в ряде медицинских центров Европы.

Что касается превентивного применения буметанида у беременных женщин для профилактики аутизма у детей, то пока такое просто невозможно ввиду отсутствия известных биомаркеров аутизма, которые можно было бы выявить в пренатальный период, отметил Бен-Ари.

Источники: Euronews, Медновости.

• Roman Tyzio, Romain Nardou, Diana C. Ferrari, Timur Tsintsadze, Amene Shahrokhi, Sanaz Eftekhari, Ilgam Khalilov, Vera Tsintsadze, Corinne Brouchoud, Genevieve Chazal, Eric Lemonnier, Natalia Lozovaya, Nail Burnashev, and Yehezkel Ben-Ari. Oxytocin-Mediated GABA Inhibition During Delivery Attenuates Autism Pathogenesis in Rodent Offspring // Science 7 February 2014: 343 (6171), 675-679. [DOI:10.1126/science.1247190] Abstract Full Text Full Text (PDF) Supplementary Materials Podcast Interview
  • E Lemonnier, C Degrez, M Phelep, R Tyzio, F Josse, M Grandgeorge, N Hadjikhani and Y Ben-Ari.A randomised controlled trial of bumetanide in the treatment of autism in children // A randomised controlled trial of bumetanide in the treatment of autism in childrenTranslational Psychiatry (2012) 2, e202; doi:10.1038/tp.2012.124

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019