Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

В. Кудрявцев «Дано мне тело…» О развивающей педагогике оздоровления

В ходе воспитания мы, к сожалению, чаще видим в телесности ребенка  природную данность и верим в незыблемые законы органическое созревания, пытаясь в лучшем случае создавать условиях для того, чтобы они сработали своевременно и безболезненно. Не всегда отдавая себе отчет в том, что «автором», творцом своего тела, его потенциала, включая потенциал здоровья может стать только сам ребенок – в сотрудничество со взрослым. В том, что органическое созревание со временем превращается из предпосылки в часть и результат процесса личностного роста. В том, что, занимаясь оздоровлением детей, необходимо не только воздействие на наличное телесное состояние, а особая работа по «развитию здоровья» ребенка (которой, кстати, «ждет» человеческая природа, ибо она рассчитана на такое «соавторство» с нашей стороны). В том, что «здоровый дух» сам строит для себя «здоровое тело». В том, что здоровый образ жизни должен вначале сформироваться в детском воображении и выстроен силой творческого действия ребенка и взрослого.

Именно на этом основана развивающая педагогика оздоровления  – новое направление междисциплинарных исследований и практики дошкольного образования. Назовем и раскроем принципы, на которые оно опирается.      

Первый принцип - это развитие творческого воображения - главного психологического завоевания дошкольного возраста. Развитие воображение становится необходимым внутренним условием при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик, на наш взгляд, и состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок условно предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических усилий. В действительности связь между этими усилиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она  всегда  носит опосредованный характер. «Посредник» - развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит его воображение.  Именно через нее лежит путь от оздоровительного «воздействия»  к оздоровительному эффекту. Слово «воздействие» взято в кавычки потому, что никакое однонаправленное влияние на ребенка полноценного оздоровительного эффекта гарантировать не может.

Второй  принцип оздоровительно-развивающей работы  тесно связан с первым (впрочем, как и все остальные), это - формирование осмысленной моторики, феномен которой был открыт выдающимся А.В. Запорожцем. Осмысленная моторика и есть «сила воображения», перешедшая в план реального  умения.

Третий принцип оздоровительной работы  - создание и закрепление целостного позитивного психосомати­ческого состояния при выполнении различных видов деятельности. Этот приоритет реализуется благодаря многофункциональности развивающих форм оздоровительной работы, которые мы рекомендуем применять в ДОУ.

Наконец, четвертый принцип  - формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.

Мы в нашей  работе рассматриваем движение не как на исполнительный акт, а как способ обращение к другому человеку, включая те случаи, когда этим «другим» для себя выступает сам «обращающийся», ребенок. Поэтому мы и говорим о «выразительной» ходьбе, «выразительном» беге и т.д.  Имея в виду не столько  внешнюю экспрессивность движения, сколько передачу глубоко личного, сокровенного или общезначимого смысла ближнему.

 

Читать статью полностью на сайте В.Т. Кудрявцева.


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017