Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Одно лицо, много первых впечатлений

Небольшие изменения того, как человек рассматривает лицо собеседника, может привести к формированию существенно отличающихся первых впечатлений от него. Об этом говорят результаты исследования, опубликованного в журнале Ассоциации психологических наук Psychological Science.

"Наши результаты показывают, что впечатления от фотоизображений лиц людей могут быть глубоко ошибочными", – говорит автор исследования Александр Тодоров из Принстонского университета.

Предыдущие исследования показали, что люди формируют первые впечатления о чьей-то личности уже после первого взгляда на их лица. Но большая часть этих исследований основывалась на предположении, что любая фотография способна передать истинную сущность изображенного человека.

Результаты ряда исследований, проведенных Тодоровым и его коллегой Дженни Портер, из Колумбийского университета, показывают, что связь между лицом и личностью действительно не является однозначной:

"Это исследование имеет важные последствия для того, как мы думаем об этих впечатлений и как мы определяем, являются ли они точными", – говорит Тодоров.

И это также может иметь прямые последствия для повседневной жизни:

"Полученные данные свидетельствуют, что изображения, которые мы вывешиваем на сайтах и в соцсетях, могут повлиять на нас самыми неожиданными и нежелательными способами, незаметно меняя решения других людей".

Для их первого исследования, Тодоров и Портер просили участников онлайн-опроса просмотреть и оценить лица людей по различным характеристикам, в том числе привлекательности, компетентности, креативности, хитрости, экстраверсии, подлости, надежности, интеллекту.

Все изображения были анфас в одинаковом равномерном освещении. Были, однако, небольшие различия между фотографиями одного и того же человека, что отражает естественные изменения в выражении лица.

Оценки участников показали, что вариативность оценок того или иного признака на основе различных фотографий одного и того же человека не меньше, чем для фотографий разных людей.

Другими словами, различные изображения одного и того же человека приводят к весьма разнообразным первым впечатлениям.

Кроме того, участники, как правило, предпочитают определенные фотографии в определенных контекстах. Так, например, они, как правило, предпочитают одно фото индивида, когда информация о нем утверждала, что фото было сделано для профиля онлайн-знакомств, и другое фото, если сказать, что человек был сфотографирован на кинопробах на должность главного злодея, и третье фото, когда было сказано, что данный человек претендует на высокий политический пост.

Важно отметить, что предпочтения конкретных изображений существуют даже когда фотографии предъявлялись лишь на долю секунды.

"Мы показали в нашей работе то, что люди, профессионально занимающиеся обработкой изображений, знали в течение длительного времени", – пишут Тодоров и Портер. " Тем не менее, большинство психологических исследований рассматривают фотоизображения как достоверные представления лиц".

В то время как люди могут проявить последовательность в суждениях, которые они делают на основе конкретных фотографий индивида, исследователи утверждают, что маловероятно, что один снимок может точно отражать полный спектр личности этого лица:

"Лицо – это не неподвижное изображение, застывшее во времени, а скорее постоянно изменяющийся поток выражений, которые передают различные психические состояния", –отмечают они.

Тодоров и Портер планируют продолжать эту линию исследования и изучить, приводят ли изображения при различном освещении, ориентации лица и наклона головы к еще большему расхождению в первых впечатлениях зрителей.

Литература:


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS