Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Социализация молодежи, оставшейся без поддержки семьи

В современном динамичном обществе крайне остро стоит проблема социализации и адаптации к окружающей социальной среде у молодежи. Для тех, кто еще недавно был подростком, чрезвычайно важно найти свое место в мире, свой жизненный путь. Это непросто дается молодым людям, которых поддерживают родные и близкие – что уж говорить о тех, у кого нет надежной опоры в виде семьи, тех, кто остался без попечения родителей.

В масштабном исследовании, проведенном в 2011-2012 гг. среди студентов города Твери, было выявлено, что сироты меньше ориентированы на свое будущее и чаще «застревают» в прошлом. Автор статьи, опубликованной в журнале Культурно-историческая психология, О.В. Сулимина, говорит, что «по сравнению с юношами и девушками из семей, сироты негативно относятся к матери, к отцу и к самим себе». Сироты переживают чувство вины за прошлые события в их семьях. Удовлетворенность жизнью у них также ниже, чем у тех, кто вырос в семье. Cироты мужского пола более негативно относятся к матери, чем сироты-девушки. По мнению авторов, это имеет большое значение в связи с тем, что этот негативный образ матери, искаженный, можно сказать, «неисполненный» образ «хранительницы очага» во внутреннем мире сироты может впоследствии привести к «переносу» его на реальную девушку, будущую мать его детей и иметь соответствующие последствия.

Сироты больше других  являются группой риска, «слабым звеном», на которое следует обратить пристальное внимание при психологической и психотерапевтической работе.

По результатам исследования, в ходе которого девушки и юноши заполняли ряд опросников, авторы разделили всю выборку на несколько групп. В первую группу, которая была названа «внешне ориентированной», входят сироты, которые на данный момент жизни уверены, что не смогут достичь многого из того, что получается у других, им не повезло в жизни и с этим они ничего поделать не могут; в своих действиях они руководствуются импульсами, причем чаще агрессивными. Другая группа названа «автономной» – ее представители имеют высокий уровень личностного развития. Третья группа, «импульсивная», включает равное количечество юношей и девушек, которые стремятся к действиям вне зависимости от того, мотивируют ли их к этому собственные желания, социальные ожидания или сиюминутная ситуация. В группе «отчужденных», среди которых только четверть девушек, сироты демотивированы, отчуждены, не видят смысла участвовать в происходящем вокруг них.

Наиболее психологически зрелым и здоровым является автономный путь личностного развития. Отчужденный путь личностного развития наблюдается у психологически неблагополучных, пассивные юношей, с достаточно высоким уровнем личностного развития, которые не вмешиваются в про исходящее вокруг них.

Автор подчеркивает, что проведенное исследование имеет значение при сопровождении обучения и воспитания сирот в стенах вузов и лицеев. Специалистам, осуществляющим такое сопровождение, необходимо оказывать молодым людям помощь в самореализации, в раскрытии и развитии личностного потенциала, в принятии и освоении собственной свободы и ответственности за жизненные выборы, мобилизации собственных личностных ресурсов самодетерминации.

Литература:


 
Медиа: обзоры
Зачем заниматься ЧЦП? видео 24 сентября 2020

Зачем заниматься ЧЦП?

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира. видео 14 августа 2020

Профилактика коронавируса. Полезные продукты, защищающие наши легкие от инфекции. Польза жира.

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov видео 6 августа 2020

ISCAR 2020. Welcome addresses from Professor Katerina Plakitsi and Dr. Vitaly Rubtsov

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога. видео 15 июля 2020

Речь и коммуникация при расстройствах аутистического спектра: взгляд нейропсихолога.

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф. видео 8 июля 2020

Семейный психолог: зачем он нужен. Джавадова Э. и Майбалиев Ф.

Все медиа-обзоры  |  RSS