Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Что скрывает Офелия: восприятие эмоций по изображению лица на картине

Картина «Офелия» («Смерть Офелии») кисти основателя движения прерафаэлитов Джона Эверетта Милле считается одним из шедевров мировой живописи и таит в себе не меньше загадок, чем великая Джоконда.

На картине изображена юная Элизабет Сиддал в образе тонущей в реке Офелии. Чтобы верно передать трагический образ умирающей девушки, художник писал ее в студии, пока она лежала в наполненной водой ванне. Несмотря на то, что вода подогревалась, девушка в итоге сильно заболела, что впоследствии привело к ее гибели.

Лицо Офелии передает целую гамму чувств, однако точно определить его выражение сложно. Оно не несет очевидных признаков той или иной эмоции и открывает простор для воображения наблюдателя. Исследователи восприятия лица давно пытались разгадать загадку Офелии. Недавно в журнале Perception вышла статья, в которой авторы используют прием перцептивной адаптации для определения того, какая же эмоция воспринимается по лицу Офелии.

Для этого прежде всего ученым было необходимо удалить все контекстные «подсказки», которые могут влиять на воспринимаемую эмоцию. Они вырезали лицо Офелии из репродукции картины и показывали его испытуемым. Из двадцати человек, участвовавших в эксперименте, двое ранее видели оригинальную картину, однако никто не узнал в предъявленном лице «Офелию» Милле.

Эксперимент начинался с того, что участникам демонстрировали лицо Офелии в течение 5 секунд. Затем после короткого интервала им очень быстро (на 50 миллисекунд) предъявляли схематическое изображение эмоциональной экспрессии – радости, удивления, страха, отвращения или гнева – разной интенсивности. Задача испытуемых заключалась в том, чтобы опознать схематичную экспрессию. В контрольном условии вместо лица Офелии показывали черно-белое «шумовое» изображение.

Гипотеза предполагала, что эмоция, которую наблюдатели воспринимали на лице Офелии, будет влиять на последующее восприятие схематичного лица. Это так называемая парадигма перцептивной адаптации, в соответствии с которой при последовательном предъявлении двух одинаковых эмоций узнавание второй будет затруднено. Соответственно, исследователи ожидали, что те схематичные эмоции, которые будут хуже узнаваться в экспериментальном условии, чем в контрольном, и позволят разгадать тайну Офелии.

Результаты показали, что среди всех предъявленных эмоций затруднено только восприятие печали, и можно предположить, что лицо Офелии представляется наблюдателям печальным. Напротив, слабо выраженный гнев легче было распознать после просмотра фрагмента картины, из чего следует, что эмоция Офелии противоположна гневу.

Таким образом, несмотря на то, что никто из участников не узнал Офелию с известной картины, они воспринимали ее лицо как печальное. Авторам исследования удалось выявить и систематически изучить то эмоциональное впечатление, которое благодаря мастерству художника передано на картине.

Стоит отметить, что участники исследования были студентами японского университета Нихон, так что определенную роль в полученных результатах могли сыграть культурные особенности наблюдателей. Известен так называемый «эффект другой расы», когда восприятие и различение по лицу представителей другого расового типа представляется более сложным, чем своего собственного. Вполне возможно, что и при восприятии лица Офелии этот эффект мог также проявиться.

Литература:


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017