Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

Самый лучший детский сад

Проектируя детский сад Фудзи на окраине Токио, Такахару Тедзука и его жена Юи старались думать как дети. Они превратили овальную крышу над зданием детского сада в игровую площадку, а сквозь комнаты для занятий позволили расти деревьям.
Когда Папа и Мама Тедзука, вдохновленные собственными детьми, которым сейчас 12 и 9 лет, начинали работу, у них не было готовой идеи. Изучать дизайн других детских садов было все равно что смотреть в зеркало заднего вида: даже если подойти очень близко, расположенное спереди не видно. Так каким должен быть детский сад, в котором дети могут оставаться детьми?

Круглая форма здания отражает идею бесконечного движения.

У основания лестницы, ведущей на крышу, насыпали землю. Это уловка, позволяющая сделать лестницу короче. Но когда 600 детей, играя, стали растаскивать землю, насыпь стала исчезать. Школа постоянно просит строительную компанию восстановить насыпь. Дети любят кататься с горки, но проектировщики не очень хотели ее ставить: она указывает детям, что им делать и чего не делать. А без таких приспособлений дети должны сами придумывать игры. Горку все же поставили: детскому саду нужен пожарный выход.

Японская особенность: на долю этой страны приходится 10% крупных землетрясений. Поэтому детей учат, как себя вести в случае опасности. Малыши надевают специальные головные уборы, защищающие голову.

По японским правилам расстояние между прутьями решетки, на которой закреплены перила, должно быть такими, чтобы туда не проходила голова ребенка. Но они могут просунуть между прутьями ноги! Дети любят сидеть, болтая ногами. То же самое делают шимпанзе, это умилительное зрелище.

Когда строительство начиналось, деревья на площадке уже росли. Было непросто построить здание так, чтобы не повредить их широко простирающиеся корни. Стволы деревьев проходят сквозь специальные отверстия в крыше, и чтобы дети в них не падали, натянули специальные сетки. Но дети любят играть с сетями, прыгать и раскачиваться в гамаках. Забота о безопасности дала повод предоставить детям еще одну возможность для игр. Игрушкой может быть всё!

 

Дети любят смотреть сквозь люк в крыше, они высматривают друзей или интересуются, что происходит в классной комнате. Если, находясь наверху, посмотреть вниз, всегда можно увидеть детей, смотрящих вверх. Между комнатами нет глухих стен. Дети слышат шум с улицы и из других комнат. Супруги Тедзука допускают, что это отвлекает внимание, но считают, что шум детям нужен, а вот звукоизоляция может вызывать у них чрезмерную тревогу.

Раз в неделю дети и учителя переставляют мебель в классных комнатах. Предполагается, что маленькие мальчики и девочки помогают по-новому устанавливать мебель, но толку от них немного. Зато они играют в поезд. Школа оборудована шестьюстами коробками из дерева кири. Дети могут играть с ними, не травмируясь.


 
Одна из проблем современных детей: они общаются только с компьютером. В японском языке есть фраза ido bata kaigi, она означает “разговор вокруг колодца”. Женщины, отправлявшиеся за водой, встречались у колодца и общались. Чтобы дети делали то же самое, надо поместить в каждый класс колодец.

В 2011 году к зданию пристроили дополнительное крыло, включавшее две классные комнаты и зону для игр. Ее назвали “Кольцо вокруг дерева”, потому что посетившему это место архитектору Питеру Куку оно напомнило песню “Кольцо вокруг роз”. Дерево здесь - самая важная часть конструкции. В этом детском саду детей хвалят за лазанье по деревьям. Если ребенок достаточно крепкий, он доберется до самого верха без помощи ступенек. Может быть, в других школах это не позволяется, но директор Фудзи считает, что дети чувствуют пределы своих возможностей. В нужный момент они остановятся сами.  

Источник: Thu-Huong Ha. Inside the world’s best kindergarten - ideas.ted.com


 
Медиа: обзоры
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории».

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

Все медиа-обзоры  |  RSS

29 июня
1 июля
Лондон
International Attachment Conference 2017