Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса

Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете, используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют с преподавателем и участвуют в онлайн-курсах и вебинарах. В исследовании международной группы ученых под руководством профессора Конга показано, что активное внедрение электронного обучения в школе позволяет ученикам получить знания и навыки, необходимые человеку в современном мире. Но внедрение новых технологий потребует значительных усилий и от учителей, и от исследовательского сообщества, и от государства и общества.

Чему учат в школе?

Платформы для электронного обучения позволяют организовать индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать, классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников. Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации. Но чтобы им воспользоваться, современные ученики должны иметь навыки исследовательской работы и критического мышления. Они должны уметь искать и выбирать подходящую информацию из разных доступных источников. Кроме того, нужно уметь кооперироваться с другими учениками, чтобы выполнять совместные задания. Все эти навыки понадобятся детям во взрослой жизни. Кроме того, ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его результаты. Профессор Конг и его соавторы полагают, что современные навыки получения информации важны для ученика так же, как и предметные знания, а значит, им тоже должны учить в школах.

ученики младших классов московской школы

На фото: ученики младших классов московской школы (источник)

Три кита электронного обучения

Авторы исследования полагают, что в ближайшие 10 лет образовательные учреждения всего мира будут готовы к появлению классов, оборудованных для полноценного использования новых технологий, и это позволит ученикам ежедневно развивать навыки работы с информацией. При этом изменятся не только процедуры обучения, но и само образовательное пространство.

Во-первых, электронное обучение позволяет учиться за пределами класса. Это позволит уменьшить разрыв между образовательной средой и социальным окружением ребенка. Цифровые устройства и образовательная платформа позволяют сделать процесс обучения непрерывным. С их помощью получение знаний будет начинаться в школе под руководством учителя и будет продолжаться за ее пределами. Эту часть своего обучения ученик планирует и претворяет в жизнь самостоятельно.

Во-вторых, часть заданий школьнику придется выполнять вместе с другими учениками. Но и в этом случает можно будет оценить его личный вклад и персональные результаты обучения. По мнению авторов исследования, баланс между индивидуальной и коллективной составляющими обучения помогут выявить личные достижения каждого ученика, а это увеличит его мотивацию.

В-третьих, использование современных технологий позволит учителю своевременно отмечать успехи и отслеживать возможные ошибки учеников. Причем отслеживать динамику обучения можно в режиме реального времени, тем самым меняя ход обучения и подстраивая его под нужды ученика. Ученые полагают, что такое непрерывное отслеживание результатов дает больше, чем традиционное проставление оценок на определенных этапах учебного процесса.

Электронное образование для школьника: вызов взрослым

Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться преимуществами современных цифровых технологий? Для этого требуются объединенные усилия образовательного и научного сообществ. Помимо технической оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы, составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации, новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный учебный процесс.

Для отслеживания результатов работы школьников учителям понадобятся методики сбора и обработки большого объема данных. Но, как отмечают ученые, пока системы оценки работы учеников не всегда позволяют учителю своевременно понять, с чем у ученика возникли проблемы. Кроме того, учителям предстоит оценивать полученные предметные знания и навыки поиска информации. Каким должен быть механизм оценки этих навыков? Как с помощью технических возможностей организовать и облегчить труд учителя? Это задача для исследователей и разработчиков школьных образовательных платформ.

Наконец, использование электронного обучения в школах невозможно без участия тех, от кого зависит его интеграция в существующую образовательную систему. Это, несомненно, учителя, директора школ и руководители системы образования. Кроме того, немаловажную роль играет научное сообщество и родители школьников. По мнению профессора Конга и его коллег, совместные действия всех заинтересованных групп позволят школам постепенно перейти к новой системе образования. 

Литература:


 
Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории» печать 5 апреля 2017

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории»

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Все медиа-обзоры  |  RSS