Портал психологических новостей Psypress на facebook PsyPress on twitter RSS подписка Возрастная категория 16+
 

E-learning в школе: что требует электронное обучение от участников образовательного процесса

Элементы е-learning, или электронного обучения, давно стали частью образовательного процесса. Ученики ищут нужную информацию в интернете, используют электронные учебные материалы, многие дистанционно взаимодействуют с преподавателем и участвуют в онлайн-курсах и вебинарах. В исследовании международной группы ученых под руководством профессора Конга показано, что активное внедрение электронного обучения в школе позволяет ученикам получить знания и навыки, необходимые человеку в современном мире. Но внедрение новых технологий потребует значительных усилий и от учителей, и от исследовательского сообщества, и от государства и общества.

Чему учат в школе?

Платформы для электронного обучения позволяют организовать индивидуальную или групповую работу школьников. С помощью мобильных устройств ученики могут учиться и в классе, и за его пределами. Они могут искать, классифицировать и распространять информацию, полученную из разных источников. Электронные технологии предоставляют доступ к огромному количеству информации. Но чтобы им воспользоваться, современные ученики должны иметь навыки исследовательской работы и критического мышления. Они должны уметь искать и выбирать подходящую информацию из разных доступных источников. Кроме того, нужно уметь кооперироваться с другими учениками, чтобы выполнять совместные задания. Все эти навыки понадобятся детям во взрослой жизни. Кроме того, ученикам нужно получить знания в конкретной предметной области, а учителю важно предоставлять ученикам обратную связь о ходе обучения и оценивать его результаты. Профессор Конг и его соавторы полагают, что современные навыки получения информации важны для ученика так же, как и предметные знания, а значит, им тоже должны учить в школах.

ученики младших классов московской школы

На фото: ученики младших классов московской школы (источник)

Три кита электронного обучения

Авторы исследования полагают, что в ближайшие 10 лет образовательные учреждения всего мира будут готовы к появлению классов, оборудованных для полноценного использования новых технологий, и это позволит ученикам ежедневно развивать навыки работы с информацией. При этом изменятся не только процедуры обучения, но и само образовательное пространство.

Во-первых, электронное обучение позволяет учиться за пределами класса. Это позволит уменьшить разрыв между образовательной средой и социальным окружением ребенка. Цифровые устройства и образовательная платформа позволяют сделать процесс обучения непрерывным. С их помощью получение знаний будет начинаться в школе под руководством учителя и будет продолжаться за ее пределами. Эту часть своего обучения ученик планирует и претворяет в жизнь самостоятельно.

Во-вторых, часть заданий школьнику придется выполнять вместе с другими учениками. Но и в этом случает можно будет оценить его личный вклад и персональные результаты обучения. По мнению авторов исследования, баланс между индивидуальной и коллективной составляющими обучения помогут выявить личные достижения каждого ученика, а это увеличит его мотивацию.

В-третьих, использование современных технологий позволит учителю своевременно отмечать успехи и отслеживать возможные ошибки учеников. Причем отслеживать динамику обучения можно в режиме реального времени, тем самым меняя ход обучения и подстраивая его под нужды ученика. Ученые полагают, что такое непрерывное отслеживание результатов дает больше, чем традиционное проставление оценок на определенных этапах учебного процесса.

Электронное образование для школьника: вызов взрослым

Как сделать так, чтобы школьники могли воспользоваться преимуществами современных цифровых технологий? Для этого требуются объединенные усилия образовательного и научного сообществ. Помимо технической оснащенности классов школам нужны образовательные платформы, позволяющие стереть грань между формальным и внеклассным обучением, новая организация образовательного процесса, в центре которого – ученик, новые учебные программы, составленные так, чтобы от ученика требовались навыки использования информации, новые образовательные методики, позволяющие вовлекать учеников в интерактивный учебный процесс.

Для отслеживания результатов работы школьников учителям понадобятся методики сбора и обработки большого объема данных. Но, как отмечают ученые, пока системы оценки работы учеников не всегда позволяют учителю своевременно понять, с чем у ученика возникли проблемы. Кроме того, учителям предстоит оценивать полученные предметные знания и навыки поиска информации. Каким должен быть механизм оценки этих навыков? Как с помощью технических возможностей организовать и облегчить труд учителя? Это задача для исследователей и разработчиков школьных образовательных платформ.

Наконец, использование электронного обучения в школах невозможно без участия тех, от кого зависит его интеграция в существующую образовательную систему. Это, несомненно, учителя, директора школ и руководители системы образования. Кроме того, немаловажную роль играет научное сообщество и родители школьников. По мнению профессора Конга и его коллег, совместные действия всех заинтересованных групп позволят школам постепенно перейти к новой системе образования. 

Литература:


 
Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира? видео 18 февраля 2019

Консультация психолога: Как отвлечь ребенка от виртуального мира?

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти видео 24 января 2019

Мария Фаликман: Процессы и виды памяти

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности» видео 16 января 2019

Дмитрий Леонтьев «Взросление как становление автономной личности»

Лекция "Психологические проблемы современной семьи" видео 10 января 2019

Лекция "Психологические проблемы современной семьи"

Все медиа-обзоры  |  RSS