Риск болезни Альцгеймера снижает способность мозга к навигации

У молодых людей с генетически повышенным риском болезни Альцгеймера изменен паттерн активации области мозга, влияющая на способность к ориентации в пространстве. К такому выводу пришли авторы статьи, опубликованной в Science.

Пациенты с болезнью Альцгеймера страдают от тяжелой потери памяти и дезориентации. Одна из областей мозга, страдающих на ранней стадии этого заболевания, играет ключевую роль в ориентировании. Эта область мозга, энторинальная кора, содержит так называемые координатные нейроны (grid cells), которые, как показали опыты на животных, активируются, когда животное пересекает узлы воображаемой координатной сетки в пространстве, в котором оно находится. В 2010 году Кристиан Doeller, в настоящее время в работающий в университете Radboud университета в Nijmegen, Неймеген, показал, что система координатных нейронов у людей может быть записана с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии, когда субъект ориентируется в виртуальной среде.

С помощью этого метода группа ученых проанализировала систему координатных нейронов в энторинальной коре у двух групп молодых студентов: первую группу составили носители генов, увеличивающих риск болезни Альцгеймера, вторую – студенты, у которых таких генов не обнаружили. Оказалось, что у студентов из первой группы координатный паттерн в энторинальной коре был менее стабильным уже сейчас, за несколько десятилетий до того, как у них может развиться болезнь Альцгеймера. Испытуемые из группы риска совершали меньше перемещений в центре виртуального ландшафта, что говорит о изменении системы ориентирования, и в целом у них увеличивалась активность мозга, связанная с памятью. Исследователи считают, что это может быть краткосрочной компенсацией сниженного пространственного паттерна, но может также способствовать развитию деменции при болезни Альцгеймера в будущем.

В настоящее время радикального способа лечения деменции при болезни Альцгеймера не существует. Возможно, это происходит потому, что пациент получает лекарства, когда большие участки мозга уже серьезно пострадали. Таким образом, перед современными исследователями стоит задача выявить болезнь на ранней стадии и изучить его ранние этапы. По-видимому, важную роль в развитии заболевания играет ген APOE. Благодаря молодым взрослым, находящимся в группе риска по этому гену, можно изучать самые ранние стадии заболевания. По мнению исследователей, следующим шагом должна быть проверка, происходят ли такие же изменения у людей старшего возраста с ранними стадиями болезни Альцгеймера, и можно ли эти изменения скорректировать с помощью медикаментов.

Источник: sciencedaily.com

• L. Kunz, T. N. Schroder, H. Lee, C. Montag, B. Lachmann, R. Sariyska, M. Reuter, R. Stirnberg, T. Stocker, P. C. Messing-Floeter, J. Fell, C. F. Doeller, N. Axmacher. Reduced grid-cell-like representations in adults at genetic risk for Alzheimer's diseaseScience, 2015; 350 (6259): 430 DOI: 10.1126/science.aac8128

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга видео 22 апреля 2017

Рожденные после СССР. Новый дизайн мозга

Анонс монографии Г.М. Бреслава «Психология как наука: новый подход в понимании ее истории». печать 5 апреля 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью видео 21 марта 2017

Медиативный подход к работе с молодёжью

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей" печать 20 марта 2017

Вышла новая книга Хухлаевой О.В. "Трудности детей хороших родителей"

Почему мы так привязаны к нашим вещам? видео 18 марта 2017

Почему мы так привязаны к нашим вещам?

29 июня